Что на самом деле из себя представляют тесты IQ, и насколько в реальности они объективны. Формула интеллекта, или Что измеряет IQ? Коэффициент умственного развития iq тест




Несмотря на не утихающий в течение десятков лет интерес к проблеме интеллекта («интеллект» от лат. intellectus - понимание, разум, ум, рассудок) в самых различных областях знания, единого подхода к пониманию его сущности и структуры до сих пор нет.

Как справедливо заметила А. Анастази, «интеллект следует рассматривать скорее как описательное, чем как объяснительное понятие»*. Вероятно, именно поэтому каждый автор, давая собственное определение интеллекта, описывает либо состав включенных в него мыслительных операций (тем самым часто отождествляя интеллект и мышление), либо его функции, назначение в жизни и деятельности человека, не раскрывая при этом его сущности.

* Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 309.

Так, в философском энциклопедическом словаре интеллект определяется (со ссылкой на происхождение этого понятия) как способность мышления, рационального познания, а также относительно устойчивая структура умственных способностей. С такой позицией солидарны Д. Олсон и Т. Тейлер, рассматривающие интеллект как систему навыков, действий, операций, мыслительных приемов, характер которых зависит от культуры общества; М. Шюрер понимал под интеллектом относительно постоянную структуру онтогенетически обусловленных способностей постигать и создавать осмысленные и функциональные связи.

Представители когнитивной психологии предлагают определять интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между идеями и объектами, а также использовать эти знания осмысленным способом.

Весьма распространен подход к пониманию интеллекта с точки зрения его роли в успешности адаптации человека к окружающему миру. Так, Д. Векслер, автор одного из наиболее известных тестов интеллекта, толкует интеллект как глобальную способность индивида разумно действовать, рационально мыслить, эффективно взаимодействовать со средой, приспосабливая ее к своим возможностям. В. Штерн считал интеллект общей духовной приспособительной способностью к новым задачам и условиям жизни, помогающей преодолевать трудности во вновь возникающих ситуациях, А. Анастази - комплексом способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре.

Особое место занимает позиция М.А. Холодной, рассматривающей интеллект с точки зрения его онтологического статуса как форму организации индивидуального ментального опыта, включающего когнитивный, метакогнитивный и интенциональный уровни, а сам индивидуальный интеллект она предлагает оценивать в четырех аспектах: как человек перерабатывает информацию, может ли он контролировать работу своего интеллекта, почему он думает именно так и именно об этом и как он использует свой интеллект.

Итак, говоря об интеллекте, следует признать его особой формой умственной (в отличие от эмоциональной или мотивационной) активности, предназначенной для взаимодействия с окружающей действительностью и решения возникающих задач и проблем. Вместе с тем большинство ученых расходятся в представлениях о составе интеллектуальных функций и тех факторов, которые обусловливают его возникновение и развитие.

Структура интеллекта. Независимо от того, на каком подходе - концептуальном или эмпирическом, базируются авторы интеллектуальных концепций, в целом их можно разделить на две группы. Авторы, относящиеся к первой группе, рассматривают структуру интеллекта как набор независимых, хотя и по-разному организованных умственных способностей; авторы, составляющие вторую группу, предпочтение отдают иерархическим моделям.

Классическим примером многофакторной теории интеллекта является модель Л. Терстоуна, выделившего семь так называемых первичных умственных способностей, проявляющихся независимо друг от друга и отвечающих за конкретные группы интеллектуальных операций. Это следующие способности: к пониманию значений слов; к быстрому нахождению соответствующих заданному критерию слов; к оперированию в уме пространственными отношениями; к легкому оперированию цифровым материалом; к логическому рассуждению; к запоминанию и воспроизведению информации; к восприятию зрительных образов. Развивая идеи Л. Терстоуна, Дж. Гилфорд создает структурную модель интеллекта, в которой каждый фактор характеризуется сочетанием одного из пяти типов умственных операций (опознание и понимание предъявленного материала, поиск в одном направлении при наличии единственного верного ответа, поиск в разных направлениях при наличии нескольких в равной мере правильных ответов, оценка правильности или логичности заданной ситуации, запоминание и воспроизведение информации), четырех форм содержания материала (конкретный, символический, семантический, поведенческий) и пяти разновидностей конечного результата интеллектуальной деятельности (единичные объекты, классы объектов, отношения, системы, трансформация материала, импликации или предвидение результата), что приводит к наличию не менее 120 отдельных интеллектуальных способностей. В продолжение этих идеи разработаны концепция Дж, Кэрролла, включающая 24 фактора, «берлинская модель структуры интеллекта» А. Якра, основанная на использовании 191 теста, и др.

Заметим, что такой подход хотя и интересен с теоретической точки зрения, но не конструктивен с практической и существенно осложняет решение проблемы измерения интеллекта.

Другая группа концепций базируется на идее наличия общего фактора интеллекта general factor »), определяющего в конечном итоге специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Классическим примером такого подхода является двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена, полагавшего, что фактор «G » представляет собой особую «умственную энергию», различия в уровне которой и определяют индивидуальные способности устанавливать связи и отношения между элементами собственных знаний и элементами содержания тестовой задачи.

Кроме общего фактора Спирмен включил в свою модель специфический фактор «S », который был впоследствии дифференцирован на группы арифметических, механических и лингвистических способностей.

Наиболее последовательным сторонником и продолжателем идеи Спирмена был его ученик Дж. Равен, который разработал собственный тест прогрессивных матриц, остающийся до сих пор одним из лучших методов «чистого» измерения общего интеллекта, главным показателем которого считается способность к научению на основе обобщения (концептуализации) собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний.

Исследования интеллекта Р. Кэттелла позволили выделить в общем факторе два компонента: «кристаллизованный интеллект» (crystallized ), основанный на использовании имеющегося у субъекта опыта, и «текущий интеллект» (fluid ), проявляющийся в задачах, требующих приспособления к новым условиям и ситуациям, обусловленный при этом наследственными факторами. Кроме базовых интеллектуальных способностей в структуру интеллекта Кэттелл включал способность манипулировать образами при решении дивергентных задач (фактор визуализации), способность сохранять и воспроизводить информацию (фактор памяти) и способность поддерживать высокий темп реагирования (фактор скорости).

В дальнейшем идея общего интеллекта была взята на вооружение психологами, занимающимися практическим изучением интеллекта на основе разработки соответствующего психодиагностического инструментария - интеллектуальных шкал (Д. Векслер, Р. Амтхауэр). Иерархическая модель интеллекта в этих концепциях включала три уровня: 1) общий интеллект; 2) специфические (групповые) факторы интеллекта (у Векслера - это вербальный и невербальный; у Амтхауэра - вербальный, математический и пространственный); 3) частные интеллектуальные способности, соответствующие психологическому содержанию отдельных субтестов интеллектуальных шкал, так же как общий запас знаний, эрудиция, способности к аналитико-синтетической деятельности, к обобщению, комбинаторная способность, способности к абстрактному мышлению и к наглядно-действенному мышлению и др.

Таким образом, ответ на вопрос о содержании или структуре интеллекта является не более определенным, чем о его сущности, а истолкование результатов практического исследования интеллекта зависит от конкретной концепции, в рамках которой разработан применяемый инструментарий.

Какую бы концепцию, раскрывающую сущность интеллекта, мы ни предпочли, как только мы обращаемся к личности (субъекту) как носителю интеллекта, закономерно встает вопрос: как можно не только описать интеллектуальную составляющую структуры личности, но и измерить ее.

Идея измерения интеллекта получила свое наиболее полное воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ ), введенном В. Штерном в 1912 г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития. Первоначально этот показатель рассматривался как соотношение двух показателей: умственного (интеллектуального) возраста, сформулированного А. Бине и определяемого через степень сложности тестовых заданий, доступных испытуемому, и хронологического возраста. Формула коэффициента интеллекта, впервые использованная в шкале Бине - Симона, имеет следующий вид:

Однако многочисленные исследования интеллектуального развития людей различных возрастов, выявившие нелинейный характер возрастных изменений интеллекта, а также развитие математико-статистического аппарата психологических исследований вынудили психологов отказаться от такого способа измерения и ввести стандартные показатели IQ , основанные на статистическом месте, которое занимает индивид в своей возрастной группе. Впервые такой способ определения коэффициента интеллекта был использован Д. Векслером. Им же была предложена полученная по американской выборке качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1. Классификация уровней интеллектуального развития по Д. Векслеру

Величина IQ

Уровень интеллектуального развития

% встречаемости в выборке (n = 1770 чел.)

Весьма высокий интеллект

Высокий интеллект

Хорошая норма (интеллект намного выше среднего)

Средний уровень интеллекта

Сниженная норма интеллекта

Пограничный уровень развития

Умственный дефект (слабоумие)

Заметим, что большинство психологов, использующих в своей работе показатели IQ , для их интерпретации пользуются именно этой таблицей. Однако, как справедливо отмечает А. Анастази, ввиду все более широкого применения стандартных IQ важно помнить, что они сравнимы лишь при использовании тех же самых или близких по значению статистических показателей кривой распределения.

Кроме того, поскольку интеллект вряд ли можно рассматривать как единую и однообразную способность, а следует учитывать его сложное строение, то информация лишь об общем уровне его развития далеко не достаточна, чтобы можно было адекватно использовать знание об интеллектуальном развитии человека для практической работы с ним.

В связи с этим при применении любых измерительных процедур рекомендуется не ограничиваться лишь определением и интерпретацией IQ , а дополнить их анализом соотношения различных сторон интеллекта, например, вербального и невербального, практического и теоретического, математического, технического и т.д. Важным моментом является и сравнение результативности по субтестам, изучающим отдельные, частные интеллектуальные способности, их соотношение, а также анализ правильности ответов на конкретные задания каждого субтеста, учитывая специфику их расположения. Наконец, дополнив количественную характеристику интеллекта анализом качественных показателей ответов и поведения испытуемого в процессе тестирования, можно получить достаточно полную картину характера интеллектуального развития личности.

Проблема наследования интеллекта. Проблема наследования умственных способностей всегда была для общества очень болезненной. Все мы хотим знать, насколько мы можем унаследовать способности наших предков и передать их своим потомкам. Впервые научно обоснованно этот вопрос поставил Ф. Гальтон, осуществив во второй половине XIX в. исследование родословных линий, в которых было много одаренных людей. В 1869 г. Гальтон опубликовал книгу «Наследственный гений», в которой обосновал идею о наследственной природе умственных способностей. Основным доказательством служила статистика наследования особых уровней интеллектуального поведения - одаренности, талантливости и гениальности. Гальтон путем математических расчетов доказал, что вероятность наследования таланта приблизительно 80%, а распределение разных степеней одаренности приближается к нормальному. Иначе говоря, чем выше степень одаренности, тем меньше людей обладающей ею. Однако не все ученые согласились с такой точкой зрения. Противоположная концепция трактовала интеллект как исключительно приобретенное, прижизненно сформированное свойство человека.

Современная точка зрения заключается в определении взаимовлияния на развитие интеллекта как генетического (врожденного), так и средового (приобретенного) факторов.

Теория IQ исходит из предположения о том, что интеллект - это в большей степени наследственно заданная способность человека. Ее количественная характеристика исходит из анализа полигенов, обусловливающих интеллектуальные способности. Наиболее часто встречающийся уровень интеллектуальных способностей принят за условную величину 100 баллов.

Однако нет однозначных свидетельств о жесткой наследственной обусловленности интеллекта. Следует отметить, что исследований, посвященных анализу генетической и средовой составляющих интеллекта, довольно много. Обобщение данных различных исследований, как указывает И.В. Равич-Щербо, позволяет сделать вывод о том, что чем выше степень родства, тем больше сходство по интеллекту.

Этот общий вывод подтверждается анализом конкретных показателей. В исследовании Р. Пломина и Ф. Фриза установлено, что сходство до общему IQ выросших вместе монозиготных близнецов соответствует 0,86. У монозиготных близнецов, разлученных в детстве, сходство ниже, но значительно больше, чем, например, у братьев и сестер, живущих вместе, но имеющих лишь 50% общих генов.

Генетическая детерминация интеллекта подтверждается и исследованиями сравнения интеллекта детей и их биологических родителей. В частности, особенно тесная связь наблюдается между интеллектом детей и их биологических матерей. Так, если ребенок имел биологическую мать с IQ выше 120 баллов, то, даже попав в приемную семью, более низкую по интеллекту, он с вероятностью 0,6 сохранит высокий интеллект. В то же самое время ребенок, имевший биологическую мать с IQ ниже 95, никогда не будет иметь высокого интеллекта. Однако эти результаты не свидетельствуют об однозначном влиянии генотипа на интеллект. Среда, в частности обучение и воспитание, влияют на особенности проявления интеллекта в пределах заданной интеллектуальной нормы. Иначе говоря, дети с приблизительно равными интеллектуальными возможностями будут с разной степенью успешности осваивать, например, школьную программу, в зависимости от условий обучения и воспитания. Особенно важную роль играет не индивидуальная, а общесемейная среда. Вместе с тем влияние семейной среды уменьшается к подростковому возрасту и сводится на нет у взрослых. Влияние среды провоцирует феномен снижения интеллекта в многодетной семье соответственно порядковому номеру рождения ребенка. В частности, ряд исследований указывает на то, что в многодетной семье имеется тенденция снижения интеллекта по мере повышения номера рождения ребенка. Причем эта тенденция тем выше, чем меньше интервал между рождениями.

Имеются результаты, свидетельствующие о разной роли генетического влияния на невербальный и вербальный интеллект. В целом ряде работ подтверждается факт большей генетической обусловленности вербального интеллекта по сравнению с невербальным. Причем с возрастом влияние генетического компонента увеличивается.

Выявлена закономерность, что влияние генотипа и среды имеет свою динамику в связи с возрастом. В раннем детстве формирование психики в значительной степени определяется наследственными и врожденными факторами. С двух лет начинается направленное формирование мозга условиями социального бытия. Уровень культуры родителей передается их детям. Становление интеллекта опирается на громадную пластичность человеческого мозга. В результате в процессе развития уровень интеллекта приобретает широкую индивидуальную вариативность. Этой проблемой занимались многие ученые.

30/01/2015

Вся западная наука основана на стремлении сделать знания о мире и человеке максимально объективными. Что значит этот человек худой, а этот - толстый? Сообщите нам вес и рост каждого, объем талии и бедер, возраст и пол, средний вес в популяции и еще десяток цифр. Без них любые выводы недопустимо субъективны! Ученые стремятся со всех сторон измерить человека, представить в виде таблиц, коэффициентов, констант и уравнений. Не довольствуясь определением простых физических параметров (силы, давления, объема, температуры, плотности и др.), они пытаются измерить сложные психофизиологические феномены, такие как боль, эмоции, качество жизни, сексуальная привлекательность и др. Не обошлось и без попыток «объективно» оценить интеллект человека. Различные варианты тестов для определения так называемого коэффициента интеллекта (intelligence quotient - IQ) применяют уже около ста лет, однако и сегодня нет единого мнения о том, поддается ли интеллект измерению, а если поддается, то годятся ли для этого тесты IQ?

Проблема точной оценки способностей человека к мышлению и познанию будоражила ученые умы с древнейших времен, но активная работа в этом направлении началась лишь в XIX в., когда быстро приобрела популярность френология. Приверженцы этого учения, измеряя циркулем и линейкой параметры черепа, делали выводы о характере и способностях человека. В результате многочисленных экспериментов, основные постулаты френологии были опровергнуты, однако многие идеи и наблюдения позднее были позаимствованы нейропсихологами, антропологами и эволюционистами.

Принципиально иным подходом к оценке умственных способностей человека стало тестирование с использованием специально подобранных вопросов и задач. Впервые тесты на определение уровня интеллекта появились в VII в. в Китае. Чиновники сдавали обязательные экзамены, по результатам которых определяли главным образом способности и степень овладения конфуцианской доктриной. Чем лучше результат, тем выше получаемая должность.

В 1890 г. «интеллектуальные тесты» впервые были использованы в экспериментах по психологии. Идея принадлежала американскому психологу Джеймсу М. Кеттелу (1860–1944), мечтавшему преобразовать психологию в точную науку. В качестве образца Кеттел предложил 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Он полагал, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов.

Альфред Бине: у истоков IQ

Когда во Франции на рубеже XIX–XX вв. ввели всеобщее обязательное начальное образование, стало очевидно, что часть детей в силу разных причин не способна обучаться по стандартным программам и должна быть направлена в специальные школы. Остро встал вопрос о методе быстрого выявления «безнадежных» учеников. Решение проблемы предложил основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине (1857–1911). В 1905 г. совместно с коллегой, психологом и педагогом Теодором Симоном (1873–1961), Бине разработал и опубликовал в «Психологическом ежегоднике» шкалу для определения уровня умственного развития детей. Тест состоял из 30 задач, для решения которых, по мнению авторов, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать слова в предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т.д. Задачи располагались по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3–11 лет и незначительного количества слабоумных.

Коэффициент интеллекта (IQ) - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста

Спустя три года Бине и Симон пересмотрели тест. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания, и постарался изъять из теста все задания, требующие специального обучения. В группе нормальных детей психологи с помощью тестов попытались выделить разные уровни интеллектуального развития. С этой целью они ввели понятие «умственный возраст» (или «умственный уровень»). Задачи в тестах подбирались таким образом, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых считается нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка; несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одаренности.

Классика IQ-тестирования

В 1916 г. тест Бине - Симона был переработан группой психологов в Стэнфордского университета (США) под руководством Льюиса Термена (1877–1956), после чего «шкала интеллекта Стэнфорд–Бине» стала отличаться от первоначальных тестов Бине. В частности, в качестве итогового показателя был введен коэффициент интеллекта (IQ) и применен критерий оценки тестирования - статистическая норма.

Понятие IQ было предложено в 1912 г. немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Согласно Штерну, IQ = (умственный возраст/хронологический возраст) × 100. Если количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистической норме для его возраста, то есть его умственный и хронологический возраст совпадают, то IQ = 100. Вычисленный таким образом коэффициент интеллектуальности в отличие от «умственного возраста» Бине позволял легко классифицировать нормальных детей по степени умственного развития. Принято считать, что значения IQ в интервале от 84 до 116 соответствуют возрастной норме выполнения теста; значения выше 116 указывают на одаренность ребенка, ниже 84 - на умственную отсталость.

Со временем шкала Стэнфорд–Бине была переработана для использования как у детей, так и у взрослых. На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации, способности понимать инструкцию, узнавать предметы и др. На высших возрастных уровнях в наибольшей степени представлены тесты, в которых использовано словесное содержание заданий: объяснение значения слов, аналогии, завершение предложений, определение абстрактных понятий, интерпретация пословиц. Следует обратить внимание на то, что IQ не зависит от возраста; ребенок и взрослый могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует их возрасту. На Западе шкала Стэнфорд–Бине занимает одно из ведущих мест среди тестов интеллекта и до сих пор является стандартом при оценивании достоверности результатов других психометрических тестов.

Все тесты IQ, созданные в первом десятилетии ХХ в., позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Однако в век индустриализации и «конвейера» это было недопустимо. В США во время Первой мировой войны появилась новая форма IQ-испытаний - групповое тестирование. В 1917 г. вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для отбора и распределения новобранцев в различные рода войск в зависимости от их умственных способностей. Экзамен прошли более двух миллионов человек. Определение IQ «на потоке» потребовало упрощения всей системы инструктирования, проведения и оценки результатов тестирования; теперь тестирование мог провести любой, были бы чистые бланки с заданиями да список верных ответов. Вскоре групповые IQ-тесты взяли на вооружение университеты и частные компании, которые стали использовать их при отборе абитуриентов и потенциальных сотрудников.

Что обусловливает IQ? После длительных споров большинство ученых согласились с тем, что IQ зависит от генов на 60–80%, а от внешних условий - на 20–40%. IQ не имеет отношения к багажу полученных знаний, поэтому под «внешними условиями» обычно подразумевают не образование, а факторы, которые могут повлиять на развитие и продуктивность мозга: питание (особенно в раннем детстве), образ жизни, травмы, стрессы и др.

В 1939 г. была опубликована первая версия шкалы, созданной (а не адаптированной, как шкала Стэнфорд–Бине) специально для взрослых. Ее автором был американский психолог Давид Векслер (1896–1981), и называлась она шкалой Векслера–Бельвью. В отличие от шкалы Стэнфорд–Бине, задания в этом тесте не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания сложности. Тест содержит уже известные ранее типы заданий, однако Векслер дополнительно повысил объективность диагностики за счет ограничения времени выполнения теста, а также учета нормативных показателей - среднего значения тестового показателя выполнения умственных задач для всех представителей данной возрастной группы. Тест Векслера до настоящего времени широко используют для оценки уровня интеллектуального развития и определения структуры психического дефекта у детей и взрослых. Данный метод позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры.

IQ - в народ

В 1962 г. увидела свет книга английского психолога Ганса Айзенка «Узнай свой IQ». Она мгновенно стала бестселлером, была переведена на множество языков и за полвека выдержала десятки переизданий. В книге Айзенк предложил собственный вариант IQ-тестов, и теперь каждый желающий мог оценить собственный интеллект и сравнить с интеллектом друзей и коллег! Сегодня в сети Интернет можно за минуту отыскать десятки вариантов IQ-тестов, а полвека назад книга Айзенка произвела настоящий фурор.

Известно восемь вариантов IQ-теста Айзенка, предназначенных для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала и различных способов формулировки задач. При такой структуре, по мнению Айзенка, индивидуальные склонности испытуемых не исказят результатов теста. Так, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Пять тестов Айзенка рассчитаны на общую оценку интеллекта, еще три - на специальную оценку вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Кроме того, Айзенк разработал несколько усложненных тестов и назвал их «разминкой для интеллектуалов». IQ-тесты Айзенка завоевали огромную популярность, однако профессионалы - психологи, неврологи, педагоги, кадровики - предпочитают более точные методики: упомянутые выше тесты Стэнфорд–Бине, Векслера или, например, тест, предложенный в 1953 г. немецким психологом Рудольфом Амтхауэром.

Обвиняемый: IQ

Сколько существуют IQ-тесты, столько не утихают споры об их достоинствах, недостатках, объективности, морально-этической допустимости и т.п. Например, в СССР - стране провозглашенного всеобщего равенства - еще в 1936 г. IQ-тесты были осуждены, так как «распределяли детей по категориям и в результате этого ограничивали их возможности». В США волна увлечения IQ-тестированием нарастала до 1970-х - до того момента, пока не разбилась о гранит прославленной американской политкорректности. Все началось с серии статей и книг известных американских психологов, где анализировались статистические данные IQ-тестирования в стране. Сразу в нескольких публикациях было заявлено, что коэффициент интеллекта представителей негроидной расы в среднем на 10 пунктов отстает от IQ представителей европеоидной и монголоидной рас. Разразился скандал, ученых обвинили в расизме, а IQ-тесты - назвали коварным инструментом апартеида. Споры о некорректности использования тестов, составленных белыми, для оценки интеллекта черных, а также о возможных социальных причинах расовых различий IQ продолжаются до сегодняшнего дня. Репутация IQ-тестов была подорвана. На законодательном уровне сфера их применения ограничена в США и ряде стран Европы. Теперь низкий IQ там не является основанием для отказа в приеме на работу, университет или колледж. А во многих странах запрещено проводить тесты при приеме на работу.

Тем не менее IQ-тесты по-прежнему популярны среди психологов, которые используют их в своей профессиональной деятельности, а также «на бытовом уровне». Высокий интерес к методикам «измерения» интеллекта сохраняется на постсоветском пространстве, куда они попали сравнительно недавно.

Наверное, многие хотя бы из любопытства пытались пройти IQ-тест или тестировали своих детей, и, конечно же, отметили ряд очевидных недостатков IQ-тестов. Прежде всего, на величину итогового IQ влияет опыт в прохождении тестов. Когда человек хорошо знает, что его ждет и как лучше распределить между заданиями силы и время, результат обычно становится заметно лучше. Результаты выполнения теста зависят от самочувствия испытуемого, его настроения и даже пола человека, дающего задания. Большинство тестов дается «на время», что угнетает испытуемого, особенно ребенка. На результаты тестирования влияет мотивация. Если человеку все равно, каков будет результат, он не станет стараться и получит низкий балл. Точно так же неадекватный результат «светит» испытуемому, который от волнения не может сконцентрироваться, спешит и из-за этого допускает больше ошибок.

Тесты устроены так, что ошибка расценивается как неспособность тестируемого выполнить задание. На самом же деле, если человеку вовремя указать на ошибку, он вернется и, возможно, исправит ее - именно так бывает в жизни. Следует также отметить, что IQ вычисляют лишь по конечному результату, без учета качественного своеобразия умственной деятельности человека, что также следует отнести к серьезным недостаткам IQ-тестов.

Что все-таки измеряют IQ-тесты?

Существует множество шкал для определения коэффициента интеллекта, однако, как и у первых тестов Бине, их основная задача - прогнозировать способность испытуемого к обучению. Успешно ли она выполняется? Поиск корреляции между успеваемостью и IQ свидетельствует об отсутствии прямой зависимости между этими показателями. Люди с низким IQ действительно имеют низкую успеваемость. В то же время те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как отлично, так и из рук вон плохо. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями. Обладатели очень низкого IQ редко одарены творческим талантом, тогда как среди людей со средним или высоким IQ встречаются как творческие гении, так и бесталанные. Исследования показывают, что большинство (но не все!) успешных людей имеют высокие показатели IQ, однако это не означает, что все обладатели заоблачных IQ добьются успеха или хотя бы попытаются это сделать.

Что принято называть интеллектом? Определений множество, но большинство из них сводится к тому, что интеллект - это способность человека к познанию, пониманию и разрешению проблем. Чтобы получить высокий балл при прохождении IQ-теста, нужно уметь сосредотачиваться и выделять главное, обладать хорошей памятью, обширным словарным запасом, воображением, абстрактным мышлением и усидчивостью. Безусловно, все эти качества полезны, однако не вполне отражают способность человека к познанию и пониманию, тем более - к разрешению проблем, зато делают его удобным для учителей, а зачастую - и для работодателей!

Кстати, чтобы избежать бесконечных вопросов и споров о том, что именно характеризует IQ, психологи ввели термин «психометрический интеллект». Это то, что измеряют IQ-тесты. А еще они любят в шутку повторять: «ваш IQ отражает лишь ваше умение проходить IQ-тесты… и больше ничего!».

Наука не стоит на месте, и человеческий интеллект находит все более сложные и, возможно, более точные методы «измерения» самого себя. Современные психологи активно разрабатывают дифференцированный подход к оценке интеллекта. Кто умнее: нобелевский лауреат по физике, который стесняется спросить у прохожего дорогу, или хороший педагог, который ничего не изобретает сам, но блестяще учит детей? Гениальный шахматист, который держит в голове тысячи партий, но не умеет приготовить даже яичницу, или гениальный скульптор, который не прочел ни одной книги, но руки его творят чудеса? Чтобы разобраться с этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и др. Ни один из них не совпадает с психометрическим, и для оценки каждого разработаны специальные тесты.

Подготовила Татьяна Ткаченко

На фото (слайдер) : модель проводящих путей человеческого мозга, полученная методом трактографии – визуализации с помощью диффузионно-взвешенной магнитно-резонансной томографии.

“Фармацевт Практик” #03′ 2010

Intelligence quotient, читается «ай кью») - считается количественной оценкой уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Многие считают, что этот тест является достаточно точным и объективным показателем интеллекта и сообразительности человека, но на самом деле это не так!

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

Каждый тест IQ состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность!

Коэффициент интеллекта изначально вообще являлся только ПОПЫТКОЙ оценки фактора общего интеллекта (g). Что же это такое?

Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является распространённым, но весьма противоречивым конструктом, используемым в психологии (и психометрии) для выявления общего в различных тестах интеллекта. Словосочетание «теория g» имеет дело с гипотезой и полученными из неё результатами о биологической природе g, постоянством/податливостью, уместностью его применения в реальной жизни и другими исследованиями.

Чарльз Спирмен, один из первых исследователей в области психометрии, обнаружил, что оценки школьников среди предположительно не связанных испытуемых имели положительную корреляцию между собой, и выяснил, что эти корреляции отражают влияние преобладающего фактора, который он обозначил, как g, фактор общего интеллекта. Он разработал модель, где все различия в результатах тестов интеллекта можно объяснить двумя факторами. Первый фактор является специфичным для индивидуальных интеллектуальных заданий - это индивидуальные особенности, которые позволяют человеку выполнять одно задание на интеллект лучше другого. Второй - это g, фактор общего интеллекта, отвечающий за успешность выполнения интеллектуальных заданий в целом. Однако, теория Спирмена показала себя слишком простой, так как игнорировала влияние групповых факторов (пространственная память, визуализация, вербальные способности), которые также могут быть обнаружены с помощью факторного анализа.

Накопление информации, полученной из интеллектуальных тестов, и более современные техники анализа сохранили центральную роль g и привели исследователей к современной теории фактора g. Иерархия факторов с g на наиболее высоком уровне и групповыми факторами на более низких уровнях в настоящее время является наиболее широко используемой моделью умственных способностей. Также были предложены и другие модели, вокруг которых разгорелись жаркие споры относительно g и альтернативных теорий интеллекта.

То есть опять мы имеем дело не с реальной, не с настоящей, а с математической моделью, более того, основанной на весьма расплывчатых и абстрактных гипотезах!

Стефен Джей Гулд в своих поздних работах выразил свои возражения как относительно концепции фактора g, так и о тестированиях интеллекта в целом, что описано в его вызывающей споры книге «Неправильные измерения человека».

Некоторые исследователи искусственного разума отстаивают такую точку зрения, которая утверждает, что о науке об умственных способностях можно говорить как о «компьютерионизме» и она является «слабоумной и бессмысленной», отмечая: «Тесты умственных способностей меряют различия в выполнении задач, которые скоро будут делать за нас компьютеризированные механизмы. Такие способности не имеют ничего общего с гениальностью».

Эксперт в области интеллекта Ховард Гарднер отмечает:

Я не верю, что существует один единственный общий талант, как бы он ни был назван, интеллектом, креативностью или фактором g. Я не помещаю таланты внутрь человеческого головного мозга, предпочитая истолковывать все достижения, как взаимодействие между умственными потенциалами, с одной стороны и ресурсами и возможностями, предоставленными окружающей культурной средой, с другой стороны… Вся интеллектуальная и креативная работа выполняется в рамках некоторого рода социальных дисциплин, ремесел или организованной деятельности, называемых компетенцией. Соответственно, нет смысла говорить о человеке, что он в общем талантлив или креативен.

Филипп Китчер в 1985 году написал:

Многие ученые сейчас убеждены, что не существует единственной меры интеллектуальных способностей - никакого всеобщего интеллекта. Их предположение в отношении концепции всеобщего интеллекта основаны на мнении о том, что различные интеллектуальные способности не очень хорошо коррелируют между собой. …Кому-то полезно продолжать выставлять на всеобщее обозрение миф о «всеобщем интеллекте».

Тесты IQ специально разрабатываются так, чтобы результаты обязательно описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % - ниже 90 и выше 110, то есть по сути, это просто прямая красиво выглядящая математическая подгонка.

Доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно!

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель, не более того. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.

Советский психолог Лев Семёнович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития .

Даже если индивидуум получил при решении iq теста больше 120 баллов, это вовсе не означает, что он – творческая личность, так как творчески люди, как правило, совсем наоборот, мыслят нестандартно и нешаблонно, редко вписываясь в жёсткие рамки iq тестов.

Серьезным поводом для критики тестов интеллекта служит то, что по IQ невозможно точно предсказать индивидуальные результаты решения других интеллектуальных задач. Предположим, что в результате тестирования интеллекта оказалось, что у человека высокий . Означает ли это, что он обязательно отлично справится с решением другой задачи высокоинтеллектуального содержания? Ответ на этот вопрос, естественно, отрицателен. Установлено, что существует корреляция между результатами IQ-тестов и результатами построенных по аналогичному принципу тестов академической оценки - таких как американские тесты академических способностей (по схожести с которыми они и были разработаны). Тем не менее, по IQ решительно невозможно точно прогнозировать какие-либо другие показатели интеллектуальной деятельности, кроме результатов тестов, принадлежащих к упомянутой выше довольно узкой категории. Например, исследования постоянно показывают, что между IQ и способностью к решению реальных жизненных задач существует лишь чрезвычайно слабая корреляция. В некоторых случаях только 4 % различий в способности к решению реальных жизненных задач связаны с различиями в IQ. Кроме того, Хоув утверждает, что если бы некоторые известные признанные гении проходили традиционное тестирование интеллекта, то они получили бы очень низкие оценки. Предполагается, что тесты интеллекта измеряют уровень «чистого» интеллекта. При этом никто не знает в точности, что это такое на самом деле! Есть куча определений, что же такое интеллект (относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; способность организма использовать полученные знания; общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение) но полного и ясного понимания ни одно из них не даёт.

Важно понимать - современные тесты на определение коэффициента интеллекта составлены в общем с упором на современное образование со всеми его спецификами, ошибками, неверными пониманиями, неправильными трактовками, ошибочными догмами и постулатами, условными системами измерений и отсчётов, со всеми имеющимися в них искажениями, в итоге в конце обучения формирующие соответствующее мышление - и по сути именно оно в итоге и проверяется тестированием! То есть, фактически тесты на IQ лишь определяют, насколько хорошо мозг конкретного человека "заточился" под данные конкретные знания и программу образования, которое он получал в школах/университетах, но не качество его мышления и интеллекта как такового!

Также замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает (что вполне логично).

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

3. Понятие об интеллектуальном коэффициенте (IQ). Работы В. Штерна

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном , считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другим нововведением стэнфордских психологов явилось использование понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд – Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (а) равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х ± а, т. е. ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84 – умственно отсталым.

Шкала Стэнфорд – Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986). В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале Стэнфорд – Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться на валидность путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд – Бине.

Из книги Как я победила рак. Дневник исцеления автора Антонина Державина

Понятие о раке Все высшие растения, животные и человек относятся к многоклеточным организмам.Организм человека состоит из более чем трех миллиардов клеток. Клетки, имеющие одинаковое строение и одинаковую функцию, объединяются в ткани. Например, легочная ткань

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Виктор Сергеевич Алексеев

51. Понятие о ЧС Чрезвычайными ситуацияминазывают обстоятельства, возникающие в результате природных, стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от

Из книги Судебная медицина автора Д. Г. Левин

11. Понятие о травматизме Под травматизмом понимают совокупность травм возникших, за определенный промежуток времени у определенных групп населения, находившихся в сходных условиях.Виды травматизма:1) производственный;2) непроизводственный (спортивный,

Из книги Психиатрия автора А. А. Дроздов

5. Понятие нозологии Синдром как этап заболевания может быть одинаковым при различных психических расстройствах, что обусловлено приспособлением организма к измененным условиям жизни (болезни) и достигается с помощью однотипных способов реагирования. Данное

Из книги Общая хирургия: конспект лекций автора Павел Николаевич Мишинькин

1. Общее понятие Хирургическая операция – это комплекс мероприятий, осуществляемых средствами физиологического и механического воздействия на органы и ткани организма. Операции подразделяют на кровавые и бескровные (вправление вывихов, закрытые репозиции переломов,

Из книги Панкреатит. Что делать? автора Александр Геннадьевич Елисеев

Понятие о диетах Роль диетического питания в комплексном лечении хронического воспаления поджелудочной железы переоценить невозможно. Обострение патологического процесса чаще всего происходит вследствие нарушения питания, приема алкоголя, действия пищевых

Из книги Путешествие болезни. Гомеопатическая концепция лечения и подавления автора Моиндер Сингх Юз

Понятие «Жизнь» Невозможно представить жизнь без живого существа. Жизнь сама невидима; поэтому живые существа, имея форму и тело, становятся видимыми. Мы часто склонны к тому, чтобы путать нашу истинную сущность с нашим физическим проявлением. Какими мы себя ощущаем как

Из книги Исцеляющая сила мысли автора Эмрика Падус

Понятие стойкости На самом деле в первую очередь возник такой вопрос: каким образом стресс может повредить организму? Здесь превалирует теория, разработанная д-ром Гансом Селье: стресс причиняет вам ущерб, подавая сигнал тревоги, мобилизующий вас для сражения или

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Приложение 1 упражнения для детей, отнесенных к специальной медицинской группе (по материалам работы Т. Е. Виленской «Организация и содержание работы в специальных медицинских группах» Упражнения при заболеваниях органов дыхания (А. Г. Дембо, С. Н. Попов, 1973; С. Н. Попов,

Из книги Базовая теория китайской медицины автора Жэнь Инцю

Из книги Зеркало души и здоровья. Лицевая диагностика и рефлексотерапия автора Ли Чен

ПОНЯТИЕ ДИАГНОСТИКИ Диагностика – широкое понятие, суть которого заключается в сборе материала и оценке ситуации для формирования эффективного действия. Понятие диагностики используется во многих отраслях: автомобильной, производственной, в спорте, экономике,

Из книги Фэн-шуй и здоровье автора Илья Мельников

ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ Рефлексотерапия – лечебно-профилактическая система, основанная на оценке параметров периферических рефлексогенных зон и воздействия на них с целью регуляции функциональных систем организма.Возникла рефлексотерапия, или чжен-цзю терапия в

Из книги «Живая вода» организма. Очищение лимфы автора Анна Владимировна Богданова

Понятие потока ци В теле человека ци должна течь гармонично и по замкнутому контуру. Пути, или электрические линии, по которым она протекает, называются меридианами. На этих линиях находится множество вихревых точек, функционирующих наподобие резисторов в электрической

Из книги Аллергия автора Наталья Юрьевна Онойко

ПОНЯТИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ Слово «иммунитет» имеет латинские корни и пришло к нам из средневековой Европы, где означало специальную грамоту, которая делала феодала практически неподвластным королю. В политике и сейчас существует сходное понятие о дипломатическом

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Общее понятие Каких-нибудь 30-35 лет назад аллергические заболевания казались неактуальными и малоопасными. Теперь же аллергизация населения планеты (особенно в промышленно развитых странах) достигла настолько угрожающих размеров, что становится одной из главных

Самый высокий уровень IQ у австралийского математика, автора теоремы Грина-Тао, его зовут Теренс Тао. Получение результатов свыше 200 баллов — очень редкое явление, ведь большинство жителей нашей планеты едва набирают 100 баллов. Людей с крайне высоким IQ (более 150) можно найти среди Нобелевских лауреатов. Именно эти люди двигают науку вперед, совершают открытия в различных профессиональных отраслях. Среди них американская писательница Мэрилин вос Савант, астрофизик Кристофер Хирата, феноменальный читатель Ким Пик, способный прочитывать страницу текста за несколько секунд, британец Дэниел Таммет, запоминающий тысячи цифр, Ким Унг-Йонг, который уже в 3 года учился в университете и другие известные личности с поразительными способностями.

Как формируется IQ человека?

На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.

Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.

Уровень IQ выше 140

Люди с показателями IQ свыше 140 – это обладатели отличных творческих способностей, которые достигли успехов в разных научных отраслях. Среди известных личностей с результатом теста интеллектуальных способностей от 140 – Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Такие гении своей эпохи известны своими выдающимися способностями, они вносят неимоверно высокий вклад в развитие знаний и науки, создают новые изобретения и теории. Таких людей всего 0,2 % от всего населения.

Уровень IQ от 131 до 140

Высокие показатели IQ есть только у трех процентов населения. Среди известных людей, обладающих подобным результатом прохождения теста – Николь Кидман и Арнольд Шварценеггер. Это успешные люди с высокими умственными способностями, они могут достигать высот в разных сферах деятельности, науке и творчестве. Хотите проверить, кто умнее — вы или Шварценеггер?

Уровень IQ от 121 до 130

Интеллектуальный уровень выше среднего показывает всего 6 % населения. Таких людей видно в ВУЗах, так как они являются обычно отличниками по всем дисциплинам, успешно заканчивают университеты, реализуют себя в разнообразных профессиях и достигают высоких результатов.

Уровень IQ от 111 до 120

Если вы думаете, что средний уровень iq составляет примерно 110 баллов, то вы ошибаетесь. Этот показатель относится к интеллекту выше среднего. Люди с результатами тестов от 111 до 120 обычно трудолюбивы и тянутся к знаниям всю свою жизнь. Таких людей среди населения около 12 %.

Уровень IQ от 101 до 110

Уровень IQ от 91 до 100

Если вы прошли тест, а результат оказался менее 100 баллов, не стоит расстраиваться, ведь этот средний показатель у четверти населения. Люди с такими показателями интеллекта хорошо учатся в школе и ВУЗах, они устраиваются на работу в сфере менеджмента среднего звена и других специальностей, не требующих значительных умственных усилий.

Уровень IQ от 81 до 90

Десятая часть населения обладает уровнем интеллекта ниже среднего. Их результаты прохождения теста на IQ составляют от 81 до 90. Эти люди обычно нормально учатся в школе, однако чаще всего не получают высшего образования. Работать они могут в сфере физического труда, в отраслях, не требующих применения интеллектуальных способностей.

Уровень IQ от 71 до 80

Еще одна десятая часть населения имеет уровень IQ от 71 до 80, это уже признак умственной отсталости меньшей степени. Люди с таким результатом в основном посещают специальные школы, но могут закончить и обычную начальную школу со средними отметками.

Уровень IQ от 51 до 70

Около 7 % людей имеют легкую форму умственной отсталости и уровень IQ от 51 до 70. Они обучаются в специальных заведениях, однако способны позаботится о себе сами, и являются относительно полноценными членами общества.

Уровень IQ от 21 до 50

Около 2 % людей на Земле имеют уровень интеллектуального развития от 21 до 50 баллов, они страдают слабоумием, средней степенью умственной отсталости. Такие люди не могут обучаться, однако способны позаботится о себе, но чаще всего имеют опекунов.

Уровень IQ до 20

Люди с тяжелой формой умственной отсталости не поддаются обучению и воспитанию, имеют уровень интеллектуального развития до 20 баллов. Они находятся под опекой других людей, так как не могут о себе позаботиться, и живут в собственном мире. Таких людей в мире 0,2 %.