Рассказ о хлебе. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы Рассказ про хлеб для детей глинской




Конспект занятия по развитию речи

На тему: «Хлеб-наше богатство»

Воспитатель: Сабитова А.Ш.

Програмное содержание:

Образовательные задачи:

1. Обучение детей связному, последовательному пересказыванию рассказа М. Глинской «Хлеб».

Развивающие задачи:

1. Развитие умения детей грамматически правильно строить своё высказывание.

2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

3. Продолжение обучению детей подбирать прилагательные к существительному.

4. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб».

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду людей его выращивающих.

Ход занятия

В:Ребята,послушайте загадку:

“ Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

(Хлеб).

Беседа о хлебе.

Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О хлебе).

Ребята, какие бывают виды хлеба? (белый, чёрный).

Из какой муки пекут белый хлеб? (из пшеничной). Значит, как мы можем назвать такой хлеб? (пшеничный хлеб).

Из какой муки пекут чёрный хлеб? (из ржаной). Значит, какой это хлеб? (ржаной хлеб).

Если понюхать ржаной и пшеничный хлеб, они пахнут по - разному. Какой на запах белый хлеб (сладкий, а чёрный (с кислинкой).

Откуда берется хлеб, который каждый день мы покупаем в магазине?

Хлеб получается из зернышек. Из какого зерна делают пшеничный хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).

Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.)

3. Игра с мячом.

Задаю вопрос – кидаю мяч, вы ловите и отвечаете.

Какие зерновые культуры вы знаете? (Рис, овёс, гречка…)

Из пшеницы пекут хлеб, значит хлеб какой? (Пшеничный).

Из ржи пекут лепёшки, значит лепёшка какая? (Ржаная).

Из кукурузы делают масло, какое? (Кукурузное).

Из ячменя варят кашу, какую? (Ячменную).

Из кукурузы делают хлопья, какие? (Кукурузные).

Каша из гречки, какая? (Гречневая).

Хлопья из овсянки, какие? (Овсяные).

Пудинг из риса, какой? (Рисовый).

Каша из риса? (Рисовая).

В: Ребята а где у нас растут рожь,пшеница и другие зерновые культуры?

Физкультминутка «Колоски».

По весне поле вспахали

Зерном поле засевали

Солнце припекает,

Землю согревает

Высоко поднялись колоски

К солнышку тянутся они..

Ветер налетает,

Колоски качает.

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

Вот какая нива!

До чего ж, красива!

Ребята, слышите, кто-то шумит? Кто же это? Да это же гномик со своим волшебным сундуком. Здравствуй,гномик. Можно мы с ребятами посмотрим, что лежит у тебя в сундучке? (достаёт кусочек хлеба). Ничего не понимаю, это же хлеб. Гномик, зачем ты принёс нам хлеб? Он нашёл его на улице, представляете, кто-то выбросил этот хлеб. Разве так можно поступать? У гномика в сундуке есть про это рассказ, и он хочет, чтобы я вам его прочитала. Сядьте, пожалуйста, правильно: спинки прямые, ножки рядышком.

Я прочитаю вам рассказ Марии Глинской «Хлеб». В тексте вам встретится незнакомое слово – телега. Может из вас кто-нибудь знает, что оно обозначает? Телега – это средство передвижения, которое везла лошадь. На телегу накладывали груз и лошадь его перевозила.

Воспитатель читает текст рассказа.

Беседа о прочитанном. Одновременно воспитатель выкладывает на мольберт картинки – схемы.

О чём этот рассказ? (Этот рассказ о хлебе, о том, как не надо с ним поступать).

Что дала мама Грише на улицу? (Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу). Картинка №1.

Какими словами описывается хлеб в рассказе? (Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой).

Что сделал Гриша с оставшимся хлебом? (Гриша подумал и бросил хлеб на землю). Картинка №2.

Что спросил дядя Матвей у ребят? (Кто хлеб бросил).

Что ответил Гриша? (Я уже сыт, а хлеб оставался, У нас хлеба много не жалко).

Почему Гриша заплакал? Картинка №3.

Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо? (Потому что - это работа всей деревни. Для того, чтобы хлеб попал к нам на стол, трудится много народа).

Что предложила Нюра Грише? (Нюра предложила отдать хлеб жеребёнку Лыске). Картинка №4.

Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб? (покормили птичек, можно посушить сухарики и подавать к супу).

Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз. Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать. Воспитатель повторно читает рассказ.

Дидактическая игра «Вставь вместо паузы слово хлеб».

Мама купила пшеничный (хлеб).

Дети едят суп с (хлебом).

Ваня пошёл в магазин за (хлебом).

Я не люблю есть суп без (хлеба).

Я знаю пословицы о (хлебе)

Очень много пословиц и поговорок есть о хлебе.

«Хлеб- батюшка, водица- матушка», «Будет хлеб, будет и песня»,

«Хлеб всему голова».

Педагог дополняет ответы детей.

Хлеб в доме является символом благополучия и богатства, так как хлеб не раз спасал от голода целые народы. Этот продукт наделяли и некой мистической силой: считалось, что если взять хлеб в дорогу, он не только всегда насытит, но и будет оберегать в пути. Какие бы блюда не входили в моду, какие бы продукты не становились популярны, хлеб всегда ставят во главу стола. Издревле хлеб считался той святыней, которую нужно было почитать и хранить в любой ситуации, и сколько бы не прошло веков, хлеб всегда останется символом самой жизни.

В:А сейчас давайте разучим скороговорку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Ребята, нам с Кузей понравилось, как вы работали на занятии. Давайте вспомним, чем же мы занимались?

Как надо обращаться с хлебом? (бережно, не бросать его).

Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.


В чистое полотенце и кладут под икону: сухарики следует раздавать больным людям, которые так скорее поправятся. Хлеб , испеченный к празднику и освященный в церкви, обладает особой магической и целительной силой. Караваи, приготовленные в... в родительские субботы и большие праздники: души умерших отведают угощения, да и возрадуются, что их не забыли. В прошлом в деревнях хлеб клали в колыбель к новорожденному, брали с собой в дальнюю дорогу – чтобы охранял по жизни и в пути. Буханку выносили на...

https://www.сайт/magic/17615

Сформировать «колобок». Хорошо печь на обыкновенной чугунной сковородке, чуть-чуть ее смазать, приплюснуть «колобок» и положить по центру – минут через 25 поднимется высокий красивый хлеб – смазать водичкой и в разогретую духовку на полчаса (максимум 45 минут) и хлеб готов, после горячий смазать водичкой и полностью остудить, прежде чем резать. С высшего сорта муки...

https://www.сайт/journal/134033

Я и мой парень (отношения у нас без обязательств) стоим в магазине перед прилавком. На прилавке лежит половинка украинского (ржаного) хлеба . Хлеб очень свежий, аккуратно отрезанный, в кулечке. Мой спрашивает: Будем брать? Я отвечаю: Конечно! Он: Так это же украинский. А я говорю: Ну что ты! Знаешь что я с него сделаю! ... на понедельник. Начали происходить события связанные с этим сном, с этим человеком, но я не могу понять причину событий. И последствия, увы, тоже. Что значит половинка хлеба ?

https://www..html

Татьяна Куповцова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа М. Глинской «Хлеб»

Цель : Обучение пересказу .

Задачи :

Образовательные :

1. Учить детей пересказывать полно , последовательно, выразительно.

2. Способствовать развитию связной речи , внимания, памяти.

Развивающие :

1. Развивать выразительность речи .

2. Развитие умения детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

3. Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб » .

Воспитательные :

1. Воспитание у детей уважения к труду людей.

2. Воспитывать бережное отношение с хлебом .

Словарная работа : Активизация и расширение словаря по теме «Хлеб » - хлебобулочные изделия , ржаной, пшеничный, колос, зерно.

Слова : сыт; телега, Звезда героя

Оборудование : картинки с хлебобулочными изделиями , кусочки ржаного и пшеничного хлеба , колоски, соленое тесто, стеки, доски для лепки.

Предварительная работа : Беседа «Откуда хлеб пришёл ; рассматривание колосков ; лепка из солёного теста «Бублики, пирожки, булочки» ; чтение с последующим обсуждением Ю. Ванаг «Хлеб , заработанный своими руками» , М. Пришвин «Лисичкин хлеб » ; разучивание пословиц о хлебе ; отгадывание загадок.

Материал и оборудование : картинки с хлебобулочными изделиями , соленое тесто, листы бумаги, стеки, доски для лепки.

Ход занятия.

Вводная часть.

Создание эмоционального фона для пересказа рассказа М . Глинской «Хлеб » .

Загадки о хлебе

Был крупинкой золотой,

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило,

И стрелу позолотило.

Что за стрела?

(колос)

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.

(поле)

Сто братьев в одну избушку собрались ночевать.

(зерна в колосе)

Вопросы :

Что такое колос?

Откуда берутся зёрна?

Из чего делают муку?

Из чего пекут хлебобулочные изделия ?.

Посмотрите на картинки, какие хлебобулочные изделия вы видите ? Назовите их.

Правильно, баранки, сушки, пряники, печенье, пирожки, хлеб – всё это хлебобулочные изделия .

Артикуляционная гимнастика

А теперь испечём нашим язычком «блинчик» . (Рот открыт, широкий язык спокойно лежит на нижней губе, воспитатель считает до пяти, «проглотили» блинчик – язык убрать, закрыть рот).

2. Выразительное чтение рассказа

Предложить детям послушать рассказ М . Глинской «Хлеб » .

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.

Гриша ел хлеб . Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом ? Гриша подумал и бросил хлеб на землю .

Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил : «Кто хлеб бросил

Он, он! - закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал : «Я уже сыт, а хлеб оставался . У нас хлеба много , не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал :

«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил , получил. А ты хлеб в грязи топчешь ».

Гриша заплакал : «Я не знал, что с хлебом делать . Досыта наелся, а он оставался…»

Ладно, - согласился дядя Матвей. - Если не знал - это другой разговор. - Поднял хлеб , положил на ладонь. - В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. - Отдал его Грише и ушел.

Гриша утер слезы и сказал ребятам : «Я тот хлеб сейчас съем » .

Нельзя, - возразил Саня, - хлеб запачкан , заболеть можно.

Куда же теперь хлеб девать ?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.

Отдадим хлеб Лыске , - предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб . Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам : Давай еще! Axl Ах, как вкусно».

3. Беседа о прочитанном.

О чём этот рассказ ?

Что дала мама Грише на улицу?

Какими словами описывается хлеб в рассказе ?

Что сделал Гриша с оставшимся хлебом ?

Что спросил дядя Матвей у ребят?

Что ответил Гриша?

Почему Гриша заплакал?

Почему дядя Гриша сказал, что хлеб любить и беречь надо?

Что предложила Нюра Грише?

Что бы вы сделали, если б у вас остался хлеб ?

Пальчиковая игра "Мышка зёрнышко нашла"

Мышка зёрнышко нашла "мышка" Правая рука "бежит" по левой руке,

перебирая пальцами .

И на мельницу снесла. Вращение правой руки перед грудью

Намолола там муки, «т-т-т» Удары кулачками друг о друга,

«д- д-д» Удары кулачком о колени,

«п-п-п» Пальцы рук сжимаются – разжимаются.

Испекла всем пирожки : «Пекут» пирожки

Мышонку - с картошкой, Пальцы сжаты в кулак. Разжимание по одному пальцу одновременно на обеих руках.

Мышонку с капустой,

Мышонку - с морковкой,

Мышонку с морошкой,

Для большого толстяка -

Аж четыре пирожка.

Молодцы, садитесь на стульчики.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.

Сейчас я прочитаю вам рассказ ещё один раз . Вы слушайте внимательно, потом вы будете его пересказывать .

5. Пауза несколько минут для подготовки детей к пересказу .

6. Пересказ несколькими детьми по частям или пересказ по ролям .

Сейчас вы будете этот рассказ пересказывать по цепочке , поэтому вам надо внимательно слушать своих товарищей.

7. Анализ пересказа .

После анализа детям предлагается художественное творчество : лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Программное содержание: Связная речь. Учить детей передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без.

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа «Мамин день» в старшей группе для детей с ОНР Задачи: Образовательная область «Речевое развитие» Учить детей пересказывать небольшое по объему произведение. Учить последовательно логично.

Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями русских писателей. Учить пересказывать короткие рассказы с опорой на схему. Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» Ивановой Юлии Сергеевны конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Пересказ.

Цель:

— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;

— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;

— закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;

— продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.

— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».

— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.

Интеграция образовательных областей:

— «Коммуникация»:

Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.

Воспитывать культуру речевого общения.

Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.

Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.

Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.

— «Познание»:

Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.

Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.

Воспитывать уважение к труду взрослых

Развивать воображение, память, мышление.

— «Чтение художественной литературы»:

Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.

Пополнять литературный багаж загадками.

Воспитывать интерес к художественному слову.

— « Физическая культура»:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

— «Социализация»:

Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

— «Труд»:

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Развивать интерес к различным профессиям.

— «Художественное творчество»:

Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.

Задачи:

1) Образовательные

— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

— обогащать словарь детей прилагательными.

2) Развивающие

— развивать коммуникативные способности;

— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

— развивать умение слушать и слышать вопрос.

3) Воспитательные

— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— вызвать интерес к коллективному труду.

Предварительная работа:

— чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;

— сравнение колосков ржи и пшеницы;

— сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.

Методы и приемы:

1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.

2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.

3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

— мольберт,

— презентация «Откуда хлеб пришел»,

— картинки хлебобулочных изделий,

— дощечки для лепки печенья, стеки,

— соленое тесто,

— плоскостная фигура бабушки,

— карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),

— цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.

Ход занятия:

1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Дети: хлеб!

Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.

2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).

— Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.

— А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).

— Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).

— Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!

3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:

— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

— Правильно поступил Гриша? (Нет)

— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

Воспитатель: молодцы!

4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек)

— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

— Посуда для хлеба (Хлебница)

— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

— Кто печет хлеб? (Хлебопек)

— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

— Молодцы! Садимся на скамейки.

5) Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)

1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»

2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»

Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»

Воспитатель:

— Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)

— Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»

Воспитатель:

— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)

— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)

5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»

Воспитатель:

— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)

— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)

6 слайд «Там зерна перемелют в муку»

Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)

7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»

Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.

6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!

Физминутка:

Подрастает зёрнышко –

Потянулось к солнышку. Потянулись

С ветерком оно играет, Руки вверх

Ветерок его качает, Прогнулись

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели

Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. Ходьба до пят

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. Наклоны в сторону

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.

7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.

Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.

Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).

Воспитатель: вы много знаете о хлебе.

8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).

9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.

Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:

«Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 - 25 минут в не очень горячую духовку».

Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.

1) Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски.

2) До чего же вкусен хлеб,

Хлеб водой запил — обед,

А на ужин две горбушки

С молоком по полной кружке,

Что осталось, всё в ладошку,

Птицам кинуть на дорожку.

Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).

Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы

Возрастная группа : старшая

Тема: «Его величество хлеб»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира)

Цель: закрепить знания детей о ценностях хлеба для человека, формировать бережное отношение к хлебу

Задачи:

Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда - прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Формы организации : групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, физминутка, отгадывание загадок, проговаривание пословиц, изготовление продукта детского творчества (лепка хлебобулочных изделий).

Оборудование: презентация «Как хлеб на стол пришел», соленое тесто, дощечки для лепки, салфетки.

Предварительная работа:

  • заучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе;
  • чтение художественной литературы М.М.Пришвин, «Лисичкин хлеб», М.Глинская, «Хлеб», А.Митяев, «Мешок овсянки»;
  • рассматривание серии сюжетных картин «Урожай».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра на столе.

Ребята, как вы думаете, что это? (ответы детей)

Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб - непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вспомните поговорки о хлебе.

  • “Без соли, без хлеба - половина обеда”,
  • «Будет хлеб, будет песня»
  • “Гречневая каша - матушка наша, хлебушек ржаной - отец наш родной”
  • «У кого хлеб родится, тот всегда веселиться»
  • “Худ обед, когда хлеба нет”.

Воспитатель: А какие хлебобулочные изделия вы знаете?

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит?

Ранней весной на поля выходят трактора. Поле нужно вспахать, разрыхлить землю - быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день - год кормит”. Чтобы быстро засеять огромные поля работают другие машины - сеялки.

В тёплой, мягкой земле крошечные зёрна прорастают, появляются всходы, которые наливаются в колосья. Летом все поле в колосьях.

Когда наступает осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. В поле выходят комбайны, чтобы собрать урожай.

На машинах зерно везут на элеватор. Это - это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.

Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из муки пекари пекут хлеб.

Физкультурная пауз а

Представьте себе, что вы зернышки.

Вы лежите в земле, вам тепло, мягко.

Прошел теплый весенний дождик,

Зернышки набухли, лопнули и стали расти.

Пробил росток землю

и потянулся к солнышку.

Подрос росток, окреп и превратился в колосок.

Ветерок подул и закачались в поле колоски.

Присесть, обхватить колени руками.

Постучать палицами по полу

Поднять голову, отвести локти в стороны.

Медленно выпрямиться.

Покачать руками.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и имеет разный вкус? (Ответы детей)

Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) - пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) - ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) - овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) - гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) - ячменный.

Колосок из зерна кукурузы (какой?) - кукурузный.

Игра «Новые слова»

Образуйте новые слова от слова «хлеб».

  • Крошки хлеба (какие?) - хлебные.
  • Посуда для хлеба (что это?) - хлебница.
  • Квас из хлеба (какой) - хлебный.
  • Человек, который печет хлеб - хлебопек .
  • Прибор для резки хлеба - хлеборезка.

Педагог: Ребята, послушайте стихотворение С.Михалкова «Булка»

Три паренька по переулку

Играли, будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку,

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя

Остановился и вздохнул.

И на ребят совсем не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг, спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

«Вы кто такой?» - спросили дети,

Забыв на время про футбол

«Я пекарь» - человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это словно пахло хлебом,

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Поля пшеницы золотой.

  • Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики? (Ответы детей)
  • Почему незнакомый прохожий поднял и поцеловал булку? (Ответы детей)
  • Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)

Получить хлеб - это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.

Запомните правила:

v Берегите хлеб, он дорого достается.

v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.

v Никогда не бросайте хлеб.

v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Ребята, хотите побыть пекарями? Я приготовила для вас тесто и предлагаю изготовить из него разные хлебобулочные изделия.

Лепка «Хлебобулочные изделия»

Дети лепят из соленого теста различные хлебобулочные изделия (бублики, пряники, пирожки и т.д.)

Итог деятельности : Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал,что…” (Ответы детей).

Не кидайте хлеб, уважайте труд людей!