О науке, рейтингах и стартапах: интервью с ректором НГУ. Интервью с ректором Интервью с ректором




Ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

А разговор с Алексеем Владимировичем мы начали с обсуждения его участия в недавно прошедшем круглом столе в формате видеомоста Москва – Казань на тему: «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». Тогда его участники говорили о том, что должна включать в себя Национальная система учительского роста и каков проект уровневого профессионального стандарта педагога.

- В России уже давно назрела острая необходимость постоянного совершенствования подготовки и переподготовки учителей и организация национальной системы учительского роста. Совершенно очевиден целый ряд проблем региональной системы повышения квалификации, требующих своего разрешения. Главная из них - ответственность за систему повышения квалификации учителей замыкалась и замыкается на региональной власти. А это приводит к тому, что зачастую и само содержание курсов, и организационные моменты переданы образовательным организациям, которые недостаточно заинтересованы в совершенствовании системы.

Главная задача сегодня состоит в том, чтобы федеральные университеты стали центрами непрерывного педагогического образования. Именно здесь должно произойти создание единого образовательного пространства России с системно выстроенными отношениями между высшей педагогической школой и дополнительным профессиональным образованием.

И такие возможности мы видим у крупнейшего федерального университета, каким является КФУ.

По словам Алексея Лубкова, взаимосвязь и преемственность подготовки и повышения квалификации педагогов позволяет КФУ создать устойчивую систему непрерывного педагогического образования с действующим механизмом обратной связи.

- Благодаря высокой концентрации научных и образовательных ресурсов, полимодельности педагогического образования, новых подходов к содержанию подготовки и повышению квалификации, широкой сети базовых образовательных учреждений Институт психологии и образования может быть представлен и для региона, и для республики, и для страны для того, чтобы сделать реальной непрерывную модель педагогического образования.

Образовательная среда не может обойтись без квалифицированного, подготовленного учителя, считает ректор МПГУ. И здесь, помимо создания условий для профессионального и творческого роста, реализации новаторских педагогических подходов и инициатив, важна нематериальная сторона жизни педагога.

- Ключевой показатель творческого роста, социальных гарантий труда, отдыха, здоровья учителя - зарплата. Сегодня по большинству регионов страны она либо соответствует, либо приближается к средним показателям по экономике – а это значит, что у учителей есть стимул работать честно, с полной отдачей, а не халтурить, забывая порой о своих учениках, своем самообразовании и саморазвитии.

Отметил Алексей Лубков и рост престижа профессии педагога.

- Благодаря усилиям руководства страны по повышению привлекательности профессии учителя в виде комплекса мер, таких как ежемесячные выплаты, гранты для молодых педагогов, в педагогику стала возвращаться молодежь. В некоторых регионах страны отмечен значимый приток молодых учителей в школы - от 5 до 10%.

Кстати, у нас в республике (единственном на сегодняшний день регионе РФ) организована добровольная сертификация выпускников педагогических вузов и факультетов. В 2016 году в ней приняли участие 140 человек. Сертификацию прошли, получив соответствующий документ, чуть больше половины участников (55%). Методика и материалы процедуры были усовершенствованы, в этом году число участников выросло до 240 (это 95% тех, кто впервые придет работать в школу), а сертификаты получили уже 77%.

- Благодаря этому проекту была получена достоверная информация для педвузов (на что надо обратить внимание в обучении будущих учителей) и для наставников молодых специалистов. Теперь надо понять, как выстроить систему комплексной оценки качества учительского труда в целом и как и, самое главное, кто может оценить профессиональную квалификацию учителя.

Завершилась приемная кампания. По словам ректора МПГУ, в 2017 году по всей России заметен рост конкурса в педагогические вузы.

- Вот такой факт - в этом году к нам пришли абитуриенты, у которых нет проблем с профессиональной ориентацией. Почти треть поступающих сразу принесли подлинники аттестатов, раньше этот показатель был значительно ниже.

По мнению Алексея Владимировича, учитель – это не профессия в привычном смысле слова, а миссия.

- Ольга Васильева с первых дней нахождения на посту министра образования и науки РФ заявила о приоритетности педагогического образования и профессии учителя. А как иначе может быть? Ведь учитель – вечная профессия, всегда востребованная в обществе. И государство, и власть, и общество должны повернуться лицом к учителю.

Гость не исключил, что некоторые из увиденных в КФУ «ноу-хау» будут перениматься в московском вузе.

Наша встреча плодотворна не столько для Казанского университета, а прежде всего для нашего МПГУ, которому я, как ректор, хочу вернуть статус флагмана педагогического образования страны.

Совместно мы сможем решить, что же такое современное российское образование, каковы должны быть его перспективные модели и гармонизируем единство общекультурного, психолого-педагогического и других компонентов в процессе подготовки будущего учителя.

Алексей Владимирович Лубков – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

18 ноября 2016 года назначен и.о. ректора Московского педагогического государственного университета (с 22 ноября 2016 года). 23 мая 2017 года на конференции работников и обучающихся МПГУ был избран ректором федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет». В соответствии с приказом Минобрнауки России от 08 июня 2017 г. № 12-07-03/79 Лубков Алексей Владимирович утвержден в должности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» с 15 июня 2017 г.

В Интеллектуальном центре – Фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках цикла мероприятий, направленного на развитие и укрепление вузовского и академического взаимодействия между ведущими учебными и научными центрами России и Беларуси, сегодня стартовал Первый Форум Ассоциации вузов России и Беларуси "Наука и образование в условиях больших вызовов современности".

Осталось несколько дней до конца основного периода единого государственного экзамена, вскоре начнется приемная кампания. Об актуальности ЕГЭ, о популярных факультетах МГУ и космосе в интервью РИА Новости рассказал ректор Московского государственного университета им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий. Беседовала Екатерина Каляпина.

Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова Виктор Садовничий пригласил президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева выступить с лекцией перед студентами в Москве. Об этом глава вуза рассказал в интервью в мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан.

Математик, профессор, академик Российской академии наук, ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает юбилей - 80 лет. Он прошел длинный путь от рабочего шахты до одного из самых уважаемых ученых России и уже 27 лет возглавляет один из самых престижных вузов.

Имя Виктора Антоновича Садовничего уже навеки вписано золотыми буквами в историю Московского университета. В свое время обычному ученику сельской школы из небольшого села под Харьковом удалось преодолеть путь от абитуриента до бессменного ректора ведущего вуза страны. За эти годы через стены МГУ имени М.В.Ломоносова прошло не одно поколение студентов, и для каждого из них личность Садовничего неразрывно связана с родной альма-матер.

Главный вуз страны - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова - скоро отметит 265-летие, а 3 апреля 80-летний юбилей празднует его ректор Виктор Садовничий, занимающий пост с 1992 года. О прошлом и настоящем университета, студентах будущего и новых направлениях подготовки он рассказал в интервью ТАСС.

Вот уже несколько десятилетий он возглавляет легендарный МГУ имени М. В. Ломоносова и пользуется удивительной популярностью у студентов. Отчасти потому, что, несмотря на высокий пост, он сам продолжает учиться и изучать. В свой день рождения один из самых известных и авторитетных в стране ректоров вспоминает свои студенческие годы и рассказывает, как ему помогает математический склад ума.

Ректор Московского государственного университета им. Ломоносова, академик Виктор Садовничий, которому в среду исполняется 80 лет, рассказал, что самая главная мечта его жизни сбылась - он стал ученым, а тем, кто тоже хочет посвятить себя науке, он посоветовал не сдаваться и "крылья обязательно вырастут".

3 апреля ректору МГУ Виктору Садовничему исполняется 80 лет. Виктор Антонович один из самых мудрейших людей, которых я в встречал в жизни. Возглавляя почти 30 лет такой гигантский корабль, как МГУ, он сумел провести его через все кризисы и сложности. А ведь в 90-е годы даже раздавались голоса, что МГУ надо приватизировать. Но в таком случае подобное могло произойти вообще со всеми университетами страны. Садовничий сумел отстоять, сохранить МГУ, а по сути спас государственную систему высшего образования. Это его огромная заслуга.

Возглавлял Российскую экономическую школу с 2015 года. Что из его достижений кажется вам особенно важным?

— Профессор Шломо Вебер возглавил школу в кризисный момент, когда у школы были очень серьезные проблемы, как финансовые, так и организационные. Его главной заслугой можно назвать то, что при нем ситуация в РЭШ стабилизировалась и вуз вернулся на правильную траекторию развития.

Школа возобновила свою нормальную академическую деятельность, включая научные семинары и конференции, а также наем новых профессоров. Существенно выросла роль обновленного Международного комитета советников, в состав которого вошел целый ряд наших наиболее успешных выпускников, работающих в зарубежных университетах. Активизировалось сотрудничество с другими университетами, в том числе зарубежными. А самое главное — заметно улучшилась атмосфера в коллективе. За это ему огромное спасибо. Моя задача теперь — продолжить это развитие.

— С 1 сентября Шломо Вебер станет президентом РЭШ, а Валерий Макаров, ранее занимавший эту должность — почетным президентом. Как будут распределяться роли между президентом и ректором?

— Руководство школой останется в руках у ректора и совета директоров. Основным направлением работы нового президента будет установление и развитие партнерских отношений — как с нашими коллегами по хабу «Сколково», так и с региональными и зарубежными университетами.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших ключевых задачах на посту ректора. Какие три первых тактических и стратегических шага вы планируете?

— Сложно отделить тактические шаги от стратегических. Важнейшая глобальная цель — не терять фокуса РЭШ на академическую составляющую. Я уверен, что сейчас мы лучший экономический вуз России, но конкуренция растет. Само по себе это очень хорошо, так как стимулирует нас работать еще лучше. Тем более, что мы сами приложили много усилий к тому, чтобы помочь нашим российским коллегам. В нашем бизнесе, чтобы оставаться на первом месте, нужно с дикой скоростью бежать вперед. А если равняться не только на российский, но и на мировой рынок, то нужно бежать еще в два раза быстрее.

Еще одна из основных целей — обеспечить финансовую стабильность школы . Конкретные шаги при этом следующие: нам нужно усилить фандрейзинговое направление, а также обеспечить прозрачность всего, что мы делаем, выстроить более понятную систему отчетности. В том числе в вопросах, которые касаются управления Фондом целевого капитала (эндаументом), который был создан, чтобы обеспечить финансовую устойчивость и независимость школы.

И третья важная цель — это увеличение роли выпускников в управлении школой и в фандрейзинге. Мне, конечно, сам Бог велел этим заняться, так как я первый ректор, окончивший РЭШ. Хотелось бы максимально использовать знания, умения и опыт выпускников при управлении школой, и по возможности — привлечь их средства. В западных вузах выпускники часто являются ключевыми донорами. Хотя понятно, что в нашем случае их меньший финансовый вклад во многом связан с молодостью Школы и, соответственно, выпускников. Но мне кажется, что здесь есть, куда расти.

— Если все задуманное удастся реализовать, то какой вы видите РЭШ через несколько лет?

— Для меня важнейшей ценностью является независимость РЭШ. Поэтому главное, чего хотелось бы — чтобы через несколько лет наш вуз находился в стабильном положении, его профессора и сотрудники были спокойны за будущее и могли сконцентрироваться на решении долгосрочных задач. А Школа при этом по-прежнему оставалась лидером в российском экономическом образовании и науке.

— Не будем скрывать, что сейчас не самая благоприятная обстановка ни в экономике, ни в международных отношениях. Это как-то отражается на РЭШ?

— Современная ситуация, действительно, непростая. Мы существуем в правовом поле России, а оно не очень благоприятно для таких небольших вузов-инноваторов, как мы. Нам приходится направлять существенную часть ресурсов (которые мы могли бы, по нашему мнению, потратить на что-то более важное) на то, чтобы оставаться в этом правовом поле. Такая ситуация накладывает некоторые ограничения, но нам надо с этим жить.

Международная ситуация тоже сужает наши возможности. И дело не только в том, что мы не можем привлекать средства из-за рубежа (включая деньги выпускников) без риска оказаться в числе иностранных агентов, но и в том, что возникают сложности с развитием сотрудничества с иностранными вузами. Это было бы большим шагом вперед для школы, но, к сожалению, на данный момент даже на восточном направлении (в Китае) возникают ограничения. Все это — технические вещи, которые показывают, что нам нужно работать больше.

— В феврале 2017 года образовательный хаб «Сколково» (он же — Сколковский образовательный центр). В него вошли РЭШ, «Сколтех» и бизнес-школа «Сколково». Планируете ли вы активнее развивать кооперацию?

— Все участники хаба считают сотрудничество очень перспективным для себя. Например, в бизнес-школе «Сколково» накоплены хорошие знания, умения и опыт скорее по направлению soft skills, у нас — по hard skills. Со «Сколтехом» возможна кооперация по работе с данными — data science. И мы, и они работают с разных сторон с большими данными, они — скорее с технической стороны, мы — с точки зрения аналитики. Тут тоже очевиден потенциал этого сотрудничества.

Однако нам очень важно наладить отношения с партнерами, сохраняя при этом полную независимость. Кроме того, поскольку все три участника хаба — большие и разносторонние организации, есть много различных юридических вопросов, которые нужно решать, поэтому процесс движется медленно. Хотя результаты уже есть: так, недавно мы со «Сколтехом» достигли договоренности, что наши студенты смогут бесплатно брать курсы друг у друга.

— Каким вы видите будущее научных центров РЭШ? Будете ли вы активно открывать новые?

— Новые центры мы пока открывать не планируем, а текущие уже сейчас играют большую роль. Так, Лаборатория исследования социальных отношений и многообразия общества (ЛИСОМО) не только проводит научные исследования, но и развивает наши взаимоотношения с университетами в регионах, что является частью миссии РЭШ.

Конечно, нам хотелось бы еще усилить развитие прикладных исследований. Это очень важное направление для нас (по разным причинам), но здесь нам явно недостаточно усилий одних только наших профессоров.

— Какие научные направления, как вам кажется, особенно важно сейчас развивать в РЭШ?

— В принципе, ректор не должен задавать научное направление, нашим профессорам предоставлена полная академическая свобода. Мое личное мнение — сейчас в экономической науке очень активно развивается все, что связано с работой с большими данными. Само понятие настолько популярно, что его можно назвать хайпом — с той только разницей, что за громкими словами стоят реальные научные перспективы. При том, что теоретические исследования по-прежнему очень важны.

Все чаще экономисты, как и их коллеги из естественных наук, начинают работать в лабораториях. Это связано с тем, что очень растут очень технические требования, и экономисты часто уже не могут переработать информацию без помощи специалистов по машинному обучению и работе с большими данными. Например, в проекте по экономике здравоохранения могут совместно работать экономисты, медики и специалисты по ИТ.

РЭШ тоже начинает двигаться в этом направлении, и пример — проект с «Интерфакс-Лаб». У коллег есть большой массив данных и квалифицированные специалисты, которые могут его обработать, у нас — студенты и профессора, которые задают к этим данным содержательные вопросы. В итоге получаются хорошие междисциплинарные исследования. Это лишь первые шаги — но это очень перспективная модель сотрудничества.

— Ну и давно волнующий всех студентов, профессоров и сотрудников вопрос: планирует ли РЭШ переезд в новое здание?

— Здесь можно сказать определенно только то, что в ближайшее время мы не переедем. Чтобы сделать это даже через два года, нужно принять решение и начать готовиться уже сейчас.

Но вопрос, очевидно, стоит на повестке. Есть разные варианты того, куда мы можем переехать, и один из них — здание «Сколтеха». Но там все еще идет стройка, готовится изменение транспортной инфраструктуры, и мы не представляем, что в итоге там будет. Сложно принимать решение, когда неясны альтернативы.

Кроме того, вопрос того, где находится школа, очень сильно зависит от разных факторов: от возможностей фандрейзинга, от мнения студентов, профессоров, сотрудников, ну и, наконец, мы ограничены в выборе здания, потому что к нему выдвигаются жесткие требования при прохождении государственной аккредитации. В общем, решение о переезде затрагивает все аспекты жизнедеятельности школы, поэтому это один из самых сложных и комплексных вопросов, которые приходится рассматривать.

О личных планах

— Последние пять лет вы жили в Барселоне, где вы и ваша жена Мария Петрова занимаете профессорские позиции. Вы работаете в Университете Помпеу Фабра, который находится на 11 месте в мире в престижном международном рейтинге «молодых» университетов мира . Что заставило вас вернуться в Москву?

— Желание что-то сделать, изменить мир. Возглавить альма-матер — это, конечно, предложение, от которого нельзя отказаться.

— Вы окончили 57-ю школу в Москве, физический факультет МГУ и магистратуру по экономике РЭШ. Что вам дало каждое из этих образований?

— Кстати, одновременно с учебой на физическом факультете, я еще два года посещал занятия на вечернем отделении психологического факультета МГУ. Такая необычная образовательная комбинация мне очень помогла в жизни, потому что, на мой взгляд, все самое интересное в науке находится на стыке разных областей.

57-я школа очень сильна математически, в ней учат четко и формально мыслить. На физфаке МГУ мне показали, как эту четкость и формальность применять к реальному миру. На психфаке МГУ я хорошо понял, что мне люди интересны больше, чем вещи — но в этой области науки все гораздо хуже с формальностью знаний.

Экономика же, с моей точки зрения, оказалась идеальным сочетанием: в ней есть строгие аналитические методы, но анализируется при этом поведение людей. Я эмпирик, меня интересуют данные, и для меня лучше этой комбинации не бывает.

— Окончив магистратуру РЭШ, вы поступили сначала в Мичиганский университет, а затем перевелись в Гарвард на PhD-программу. Переход в американские вузы был трудным?

— Мне не было тяжело, потому что в РЭШ вся система образования построена по западному образцу. Мы буквально учились по тем же учебникам. Некоторые курсы на программе PhD я мог не брать, потому что их уже знал. В этом плане было легко… К тому же, общий подход, отношение между студентами и профессорами в РЭШ гораздо ближе к тому, что видишь в университетах вроде Гарварда.

Впоследствии, конечно, пришлось ощутить очень интересный переход от учебы и бесконечной сдачи курсов к самостоятельной научно-исследовательской работе. Это совершенно другой род деятельности, и ты неожиданно получаешь столько свободы, что сначала ее сложно переварить. Но это специфическая черта именно этой образовательной ступени — PhD, а не вуза.

— С таким образованием и специальностью вы могли бы сделать карьеру в бизнесе или на госслужбе, как большинство выпускников РЭШ. Но вы предпочли путь в академии. Почему вы сделали этот выбор, и не приходилось ли о нем жалеть?

— Каждый человек должен заниматься тем, что ему интересно. Хотя я и метался в поисках «правильной» науки, но в том, что мой основной интерес — именно научные исследования, я не сомневался никогда.

Частично мой выбор связан с тем, что я очень ценю свободу, а в академической среде я умудрился ни разу не иметь начальника. Это стоит той разницы в деньгах между мной и моими сокурсниками, которые пошли по другому пути. Так что нет, я никогда не жалел, но, кто знает, может, еще пожалею (смеется) .

— Сфера ваших научных интересов достаточно широкая — политическая экономика, экономика СМИ и экономика развивающихся стран. Что определило этот выбор?

— Интерес к политической экономике и экономике СМИ естественным образом связан с тем, что я из России. Личный опыт действительно важен при формировании научных интересов: какие проблемы ты вокруг себя видишь, тем и занимаешься. Например, довольно часто в политэкономике работают итальянцы, россияне, бразильцы, которые сталкивались с большими политическими изменениями в своих странах и знают, насколько это важно. А американцы, например, больше занимаются налогами. Ну и когда начинаешь работать с разными темами, понимаешь, что в целом экономическое развитие стран — это, в конченом итоге, самое интересное.

— Вы планируете продолжать активную научную деятельность, совмещая ее с административной нагрузкой? Или возьмете небольшую паузу?

— Конечно, мне придется снизить темпы научной работы. У меня будет гораздо меньше времени, но я считаю, что мне очень важно продолжать, чтобы понимать, что происходит в моей области. Ну и частично это, конечно, будет проблема моих соавторов (смеется) . Видимо, наукой я буду заниматься по ночам. Благо в РЭШ я на практике научился понимать, что временные ограничения гибкие, а в сутках очень много часов.

— Продолжите ли вы в новом учебном году преподавательскую деятельность, будете ли вести студенческие исследовательские работы?

— В этом году я буду вести курс политической экономики на программе «Магистр экономики», и вместе с Ольгой Кузьминой читать прикладную микроэконометрику на Совместном бакалавриате РЭШ и ВШЭ. Дипломники у меня тоже будут, но, конечно, я смогу взять ограниченное число студентов. Тем не менее, мне кажется важным не забрасывать и образовательные, и исследовательские проекты, потому что ректору нужно чувствовать основной нерв, понимать, что происходит в школе изнутри.

— У вас большая семья и недавно родился четвертый ребенок. Как вы надеетесь совместить успешное решение всех ваших рабочих задач с заботой о семье?

— Понятно, что придется жертвовать временем, которое я провожу с семьей. С моей точки зрения, это основная цена, которую придется заплатить за ректорство. Но есть хорошая поговорка, что время — как пружина, если надавить, то оно сжимается. И придется гораздо больше ценить те моменты с семьей, которые останутся.

Кроме того, как я заметил, большая часть времени у меня (да и у многих коллег) уходит на то, чтобы думать, что надо сделать, переживать по поводу того, что не сделано. Чем меньше на эти размышления остается времени — тем больше ты просто делаешь.

Биография

В 2001 году с отличием окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова, а в 2002 — магистратуру Российской экономической школы. В 2008 году получил степень PhD по экономике в Гарвардском университете.

Работает в РЭШ с 2008 года, с 2013 года — профессор Университета Помпеу Фабра (Испания). В 2012-2013 гг. работал в Институте перспективных исследований в Принстонском университете.

Ректор МГУ академик В.А.Садовничий
Интервью корреспонденту журнала "Итоги"

Мы - круче!

"Зарубежные эксперты называют МГУ лидером среди университетов мира по уровню фундаментального образования. Практически всем нашим перспективным старшекурсникам еще в процессе учебы делается из-за рубежа конкретное предложение о работе", - говорит ректор МГУ Виктор Садовничий.


До 250-летнего юбилея МГУ остается три года. К этой дате ректор университета Виктор Садовничий мечтает построить библиотеку на восемь миллионов томов и закупить новое оборудование для научных экспериментов

Студентом можешь ты не быть, но ощутить отмечаемый 25 января Татьянин день как свой праздник обязан. Так считает академик Российской академии наук, президент Союза ректоров России, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, который и в праздник не забывает о проблемах образования в России.

- Татьянин день пройдет, Виктор Антонович, и что останется от него назавтра, кроме воспоминания о вкусе вашей фирменной медовухи?

Да, медовуха у нас особенная, мы варим ее из натурального меда, который передает нам с личной пасеки Юрий Лужков... А что останется? Праздник - повод оглянуться, оценить сделанное, наметить новые планы. На торжество мы приглашаем академиков, работающих и преподающих в МГУ. Таких набирается 250 человек, четверть списочного состава РАН. Собравшись вместе, ученые мужи не столько здравицами обмениваются, сколько говорят о проблемах науки, образования. 25 января мы вручаем ежегодные Ломоносовские и Шуваловские премии, называем имена ста молодых ученых, которые в течение года будут ежемесячно получать по пять тысяч рублей стипендии при условии, что останутся работать в России.

- Остаются?

Стипендии мы учредили два года назад, форма оказалась эффективной. Хотя, конечно, утечка мозгов из страны продолжается. У меня нет точной статистики, но, полагаю, процентов 15 тех выпускников, кого мы хотели бы оставить у себя, уезжает на Запад. Кто-то на год, а кто-то навсегда. Часто эмигрируют самые талантливые. Это печально.

- Значит, Татьянин день встречаете со слезами на глазах?

Верно, радоваться тут нечему, ведь, говоря о 15 процентах, я называю некую усредненную цифру по МГУ, среди выпускников ведущих факультетов - механико-математического, физического, химического, биологического и ряда других - число отъезжающих еще выше. Практически всем перспективным старшекурсникам в процессе учебы делается конкретное предложение из-за рубежа. Остальные сами находят себе там работу - достаточно лишь заглянуть в Интернет.

- И что делать? Опять железным занавесом отгораживаться от мира?

Это не поможет. И увещевания тоже не спасут. Я много раз пытался объяснять ребятам, что на Западе их не ждет райская жизнь, что там нужны их молодые мозги, силы, идеи: выжмут, как лимон, и выбросят. Все равно едут! Америка сейчас открыла двери еще для 300 тысяч эмигрантов, ей нужны математики, программисты, физики. Недавно мне попал в руки подготовленный специально созданной комиссией доклад президенту Бушу о реформе образования в США с весьма красноречивым названием "Пока еще не слишком поздно". Вывод делается один: будущее Штатов зависит от качества математического и естественно-научного образования. И квота в 300 тысяч "грин карт" вполне вписывается в предлагаемую схему: мол, пока вырастим собственные кадры, можно позаимствовать готовых специалистов у соседей по планете. В США поняли: нужен резкий прорыв, иначе есть шанс отстать.

- Америка поняла это, а мы?




- Мы продолжаем пустопорожние дебаты, доказывая, что высшее образование можно получить и за четыре года, и за три. В России сегодня насчитывается 3200 вузов и их филиалов, из которых около трех тысяч - подавляющее большинство! - как раз и дают так называемое легкое образование. Многие упорно не хотят понять: нельзя в XXI веке называть себя образованным человеком, если ты не в силах разобраться в индексе Доу - Джонса или работать на компьютере...

Кстати, американцы затевают вторую реформу образования. Первую спровоцировал наш спутник, опередивший штатовский в соревновании за выход на околоземную орбиту. Тогда они тоже сделали акцент в сторону усиления фундаментальных наук. Вот и теперь планируется выделить сфере образования миллиарды долларов. Грядет переквалификация школьных учителей, написание новых учебных программ. Колоссальная работа!

- А вы говорите пять тысяч рублей в месяц...

Для нас и это - событие. Все лучше, чем полторы тысячи, которые зарабатывает молодой специалист после окончания МГУ. К слову, пять тысяч рублей - это больше, чем получает академик РАН. И у ректора зарплата менее ста долларов. Если точнее - 2791 рубль 40 копеек. Без академической стипендии и научных грантов, наверное, не выжил бы.

- Разве платную систему обучения в вузах ввели не для того, чтобы преподаватели получали больше?

Это далеко не главная цель. Университет - сложнейшее хозяйство, и мы вынуждены самостоятельно зарабатывать, чтобы в том числе оплачивать коммунальные счета и поддерживать материальную базу. Вы представляете, сколько стоят так называемые тяжелые приборы для проведения исследований в фундаментальных областях науки? От миллиона долларов и выше. От миллиона! Нам такие деньги никто за красивые глаза не дарит. Но, кстати, это распространенное заблуждение, будто в МГУ много контрактников. На первый курс мы бесплатно принимаем 4000 абитуриентов. Плюс около 500 берем на контрактной основе - около десяти процентов от общего числа поступивших. И пропорция эта сохраняется на всех факультетах, кроме юридического, где контрактная форма применяется только для получения второго образования.

- И сколько надо заплатить, чтобы тебя взяли в контрактники?

От полутора до трех с половиной тысяч долларов в год. Сумма зависит от факультета. Но учтите: контрактная форма предлагается только сдававшим вступительные экзамены на общих основаниях и недобравшим нескольких баллов. К контрактным студентам мы предъявляем те же требования, что и к бюджетным.

- Выгнать можете?

Запросто! Если не успевает, отчисляем без колебаний. Как говорится, деньги деньгами, но честь МГУ дороже.

- Так-то оно так, но, согласитесь, Виктор Антонович, престиж российского образования в последние годы катастрофически упал .

Да, мы многое подрастеряли, но, убежден, худшее позади. Ситуация выравнивается. Если в обществе сохранится стабильность, вернемся на утраченные позиции. Да и сейчас все не так трагично. Я объехал весь мир, бывал в большинстве ведущих университетов и могу твердо сказать: по фундаментальному образованию у МГУ по-прежнему нет конкурентов. И это не бахвальство.

- Мы "делаем" все их гарварды с кембриджами и оксфордами?

Мы круче! Абсолютно точно!

- Можете документально подтвердить это? Скажем, ссылкой на международные рейтинги?

Так я на них и ссылаюсь! По результатам независимых исследований американского института Гурмана, МГУ лидирует среди университетов мира по уровню фундаментального образования. Есть и субъективные оценки. Мировая величина, один из крупнейших математиков современности, лет двадцать назад эмигрировавший вместе с семьей из СССР в США и занимающийся ныне в Америке вопросами организации университетского образования, в прошлом году обратился ко мне с просьбой проследить за поступлением его внука на мехмат МГУ. Я не удержался, спросил: "Почему вы отрываете мальчика от семьи, отправляете из Америки в Москву?" Ответ был лаконичен: "Здесь школа лучше". Парень способный, он учится на первом курсе.

- Не пойму, как нам удается планку держать? Помню, был в Беркли, так там нобелевских лауреатов больше, чем в Советском Союзе и независимой России вместе взятых.

Я знаю Беркли. Верно, университет сильный, но количество нобелевских лауреатов - еще не все. Не хочется углубляться в данную тему, скажу лишь, что роль сыграл и железный занавес, когда наших ученых в упор не видели, и многое другое. В конце концов премию надо уметь получать. Американцы это искусство освоили, мы - нет. Впрочем, повторяю, речь об ином. И с Беркли я готов разговаривать о фундаментальном образовании. Уверен, мы не уступаем. Проигрываем в другом: в оснащении естественно-научного образования, в оборудовании и приборах, в материалах для опытов, в результатах экспериментов, в линиях связи. А главное - в деньгах, в инвестициях. Мы часто варимся в собственном соку, изобретаем велосипед, а американцев идеями питает весь мир.

- Значит, все же капитуляция?

Ни в коем случае! Русские не сдаются. Приведу еще одну цифру: из ста приоритетов в фундаментальных направлениях, выделенных научным миром, семнадцать остаются за Россией. На нашей стороне - традиции, школа. И по количеству одаренной молодежи мы по-прежнему можем дать фору. Другое дело, что самородки надо искать, выращивать. Истинные способности человека, его талант в начале жизненного пути нередко оказываются скрыты. Ко мне постоянно обращаются за советами родители абитуриентов, молодые люди. Просят помочь в выборе профессии. Стараюсь воздержаться от подсказок. Как можно советовать со стороны, если человек сам не определился, к чему лежит его душа?

При МГУ есть школа-интернат N 18, созданная более четверти века назад Андреем Николаевичем Колмогоровым. Все расходы по обучению, питанию, проживанию иногородних ребят в Москве берет на себя университет. Наши профессоры читают старшеклассникам лекции, преподаватели регулярно ездят по стране, ищут юные дарования. И я, будучи молодым доцентом, десятки раз отправлялся в такие командировки. Но найти талант, самородок - это не все. Нужно три-четыре года общения с человеком, чтобы понять, к чему у него способности. Порой отбираешь паренька как подающего надежды математика, а через пару лет у него прорезается тяга к химии или физике. Тут не угадаешь.

- Похоже, Виктор Антонович, самое время поговорить о роли логарифма в судьбе отдельного человека.

Вы на мой случай намекаете? Увы, в детстве я был лишен возможности ходить в математические кружки или тем более поступить в интернат при МГУ. Я рос в маленьком селе в Харьковской области, и, хотя учителя старались дать нам максимум того, что знали сами, уровень моей подготовки был не сравним со столичным. Например, я почти не учил химию - у нас не было преподавателя. И в математике о каких-то разделах я попросту не знал. Скажем, только приехав поступать в МГУ, от ребят в общежитии услышал о существовании логарифма...

- И именно этот вопрос по закону подлости попался вам на экзамене?

Разумеется. Я сказал правду: "Ответить не могу". Экзаменатор развел руками: о чем, мол, говорить с абитуриентом мехмата, который впервые слышит о логарифме? Потом преподаватель, видимо, сжалился над провинциалом и спросил, знаю ли я, что это обратная функция показательной. А показательную я учил в школе, поэтому самостоятельно вывел и логарифмическую функцию. За экзамен мне поставили пятерку, приняли на факультет. Так и пошло: с отличием окончил мехмат, поступил в аспирантуру, раньше срока защитил кандидатскую, написал докторскую, стал профессором, заместителем декана по науке, проректором...

- Я верно понимаю, что у вас в трудовой книжке всего одна запись?

Да. МГУ имени Ломоносова. Как пришел сюда абитуриентом в 1958 году, так больше и не уходил. Даже по совместительству никогда нигде не работал.

- Слышал, вы и жену среди однокурсниц нашли?

Более того, мы сидели за одной партой! Ада Петровна тоже математик, и дети пошли по нашим стопам - все трое. Даже наши зять и невестка - тоже профессиональные математики из МГУ!

- Вы ведь и живете здесь же, в высотке на Воробьевых горах?

Уже лет двадцать.

- А квартира престижная?

По нынешним меркам - нет. Без балкона, с семиметровой кухней и маленькой прихожей... Вся престижность в месте, все-таки в МГУ живешь. Кстати, о квартирах. Несколько лет назад возникла тема их приватизации. Я выступил резко против, чем нажил немало врагов. Были даже обращения жильцов в суд. Мне удалось доказать, что эти квартиры нельзя приватизировать, поскольку МГУ - единый комплекс. Здесь ничего не продается и не покупается. Хотите обменять жилплощадь - пожалуйста, но и это с согласия ректора. Правда, не могу сказать, что моя собственная семья благодарна мне за подобное решение...

Я на бытовые неудобства внимания не обращаю, привык, мне здесь нравится. Дома у нас всегда полно людей - студентов, аспирантов, преподавателей. Люблю принимать гостей, угощать их, дарить подарки. 25 января будет хороший повод и принять, и угостить, и подарить...


"По количеству одаренной молодежи мы по-прежнему можем дать фору Западу", - убежден Виктор Садовничий. В кабинете ректора МГУ студенты чувствуют себя вполне комфортно


Записал Андрей Ванденко
Фото Александра Иванишина

Интервью с ректором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничим

Ни для кого не секрет, что появление нового университета всегда важное событие в научно-образовательной сфере любой страны. А еще более значимым является появление филиала Московского государственного университета. В этом году филиал МГУ имени М.В. Ломоносова раскрыл свои двери для ереванских слушателей. Восемнадцатого сентября с первокурсниками встретился ректор университета Виктор Антонович Садовничий. Он выступил перед студентами с речью, пожелал им успехов в учебе и ответил на интересующие вопросы. Нам также удалось задать Виктору Антоновичу несколько вопросов.

— Вы прибыли в Ереван вчера вечером.
Какие впечатления на Вас произвел вечерний город?

— Я давно не был в Ереване, много лет прошло. Тогда было очень трудное время: Армения находилась в блокаде, были проблемы с электроэнергией. И все же Ереван казался очень красивым городом. В этот раз я немногое увидел. Мы проехали по центру, посмотрели главную площадь республики, увидели некоторые здания. И вот — кампус филиала, такой красивый. Мне показалось, что это уже другой Ереван. Другое лицо города.
Я рад тому, что все меняется к лучшему.

— Виктор Антонович, как Вы отнеслись к предложению открыть филиал в Ереване?


— Я, конечно, сразу поддержал. Но надо представить, что создание филиала в другой стране это долгий процесс. Самое главное — это ответственность. Вот, например, мы объявили всем, что филиал открыт, студенты набраны. А что дальше? Закрыть филиал уже нельзя, уже ребята будут считать себя оскорбленными. Надо было продумать траекторию, чтобы филиал открыли, могли учить, могли до бесконечности жить. Это требовало некоторых межгосударственных решений, мы этим занимались достаточно долго. Не все так просто, потому что это связано с большими финансовыми вложениями. Основным вопросом для нас было найти финансовую возможность для жизни филиала. Сейчас она найдена. Мы договорились с частными компаниями для того, чтобы филиал стал полноценным.

— Какие впечатления на Вас произвели студенты нашего филиала?

— Это мои, наверное, уже внуки по возрасту. Вот вы, красивые, смотрите на меня умными глазенками. Это радует, что в Армении молодежь стремится думать. Студенты всегда прекрасны. Я люблю студентов.

— То есть вы считаете, что мы не очень отличаемся от своих предшественников?

— Абсолютно, точно те же фотографии с первым курсом у нас были месяц назад, все такие же озорные, молодые, амбициозные, энергичные.

— Какие у вас планы на дальнейшее развитие университета? Появятся ли еще новые филиалы?

— У нас шесть филиалов, пять из них за рубежом, один в Севастополе. Больше МГУ не предполагает в ближайшее время создавать филиалы. Мы не ставим задачу коммерческой составляющей, мы ставим задачу обучения, поэтому прежде чем создать филиал, мы просчитываем, как он будет жить в будущем, потому что создать филиал и думать, что за счет взносов за обучение он будет жить, — это только коммерческая основа. МГУ так не делает. Мы всегда рассчитываем на то, чтобы ребята могли учиться для страны, за счет бюджета страны, или, по крайней мере, чтобы МГУ не имело бы от этого прибыли. Мы не имеем ни копейки прибыли, мы только вносим в филиал свои средства. Это очень ответственное решение. МГУ, по-моему, единственный университет в России, который не создает филиалы ради того, чтобы что-то получить, заработать. А создает только ради того, чтобы отдавать знания, навыки, программы.