Курсовая работа: Формирование познавательных умений учащихся во внеклассной работе. Реферат: Классификации умений, формируемых в обучении истории Классификация познавательных умений школьников




Психологический анализ показал, что огромное число педагогических действий формирует сравнительно небольшой перечень основных умений, которые реализуются в педагогической практике. К таким умениям относятся следующие: познавательные, конструктивные, коммуникативные и организаторские. Формирование этих умений - процесс длительный: основы закладываются еще в детские годы, а затем в процессе обучения, общения, трудовой деятельности идет дальнейшее их развитие и совершенствование. При этом наиболее важным и ответственным является период обучения в педагогическом учебном заведений, когда осуществляется, с одной стороны, профессиональное обучение и воспитание студента, а с другой - процесс самообразования и самовоспитания.

Познавательные умения и способности

Процесс обучения и воспитания учащихся требует от учителя глубокого знания психики ребенка, понимания его психических состояний, умения отбирать необходимую для уроков и воспитательных мероприятий информацию, контролировать свою деятельность и свое поведение. Здесь на помощь учителю приходят познавательные (гностические) умения. Непременным условием формирования познавательных педагогических умений является достаточное развитие восприятия, внимания, мышления, воображения и памяти. А это означает, что познавательные умения образуют общеинтеллектуальную основу профессионального труда учителя.

Это, прежде всего, тренировка педагогической наблюдательности, развитие способности быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям; развитие педагогической памяти, творческого воображения, позволяющего «дорисовывать» те явления педагогической ситуации, которые недоступны непосредственному наблюдению; наконец, развитие умения постоянно контролировать себя, свои слова, поступки и т. д.

Как видим, познавательные умения «адресованы» ученикам и затрагивают содержание учебно-воспитательного процесса и самого учителя. В зависимости от направленности эти умения имеют разные формы проявления. По отношению к учащимся - это педагогическая наблюдательность, способность к дидактической и логической переработке научной и социальной информации, а по отношению к себе - самоконтроль и саморегуляция. В основе этих проявлений лежат одни и те же процессы мышления - анализ и синтез, и соответствующие им приемы: сравнение, сопоставление, конкретизация, обобщение и т. д.

Самовоспитание познавательных умений - есть, прежде всего, умственное самовоспитание. Многие считают, что умственные способности нельзя развить, ум - от природы. Между тем ум, способность к мышлению никому от рождения не даны. Они усваиваются личностью, «принадлежат» ей, она вправе ими распоряжаться - развивать или не развивать их.

Разумеется, не подлежит сомнению наличие природных особенностей. Но даже в этом случае не может сформироваться способность к мышлению, если человек не овладел соответствующими, выработанными обществом приемами мышления, запоминания, воображения и т. д.

Известен основной путь самовоспитания познавательных умений - упражнения для развития соответствующих умственных операций: наблюдательности, сравнения, анализа, обобщения, запоминания, преобразования в воображении и т. д. Процесс и методы самовоспитания познавательных умений будут рассмотрены подробней в последующих главах.

Конструктивные умения

Конструктивные умения, так же как и познавательные, выполняют ориентировочные функции, они как бы опережают практические действия учителя. Назначение их - построение образа конечного результата деятельности и составление плана действий по достижению поставленной цели. Как ни кажутся простыми, эти действия, овладение ими требует немало времени и усилий, притом усилий интеллектуальных. Прежде чем осуществиться на бумаге, проект и план должны сложиться в голове. Здесь не обойтись без соответствующих упражнений, без соответствующей практики. А значит, самообразование и самоуправление конструктивных умений - одна из содержательных задач профессионально-педагогического самовоспитания.

Основной путь овладения конструктивными умениями- практический, основанный на развитии психических процессов. Имел живое и подвижное воображение, позволяющее легко моделировать в сознании образ ожидаемого результата обучения или воспитания, и обладал логическим мышлением, позволяющим разрабатывать «технологию» педагогического процесса, можно четко формировать цели самосовершенствования конструктивных умений и т. д.

Существуют определенные упражнения для развития умения мысленно моделировать педагогические цели и результаты, упражнения в составлении планов и т. д.

Коммуникативные умения

Коммуникативные умения - умения общаться, обмениваться информацией и на этой основе налаживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса. Основные средства общения - слово и речь, мимика и жесты. Иногда привлекаются различные наглядные пособия, технические средства.

Каковы основные компоненты коммуникативного процесса, чему следует учиться, что в себе воспитывать? Прежде всего - восприятию и пониманию другого человека, но вместе с тем и умению «подавать себя», самовыражаться. Во-вторых умению сближать точки зрения - свою и собеседника, настроения, вызывать, по выражению К. С. Станиславского, «сцепку общения». В-третьих, умению управлять общением, вносить в него нужные коррективы. Будучи усвоенными, названные умения выступают как обобщенное свойство личности - общительность.

Следует подчеркнуть, что в педагогическом общении одинаково важны как способность понимать другого человека, так и способность к самовыражению. Эти умения учителю изначально в готовом виде не даны. Стихийно образовавшийся опыт коммуникативной деятельности требует совершенствования. Основное условие этого - самовоспитания, сознательные усилия учителя, направленные на развитие у себя коммуникативных качеств.

Как это делать?

Ниже будет подробно-рассмотрен процесс самовоспитания и развития этих качеств. Здесь укажем лишь на основные его направления.

Прежде всего, необходима определенная теоретическая осведомленность, а далее - индивидуальная практика и опыт. Все элементы социальной коммуникации доступны для усвоения, отработки. Можно учиться раскованности в общении, навыкам вступления в контакты, управления общением, навыкам восприятия и понимания другого человека, самоподачи и всем другим элементам общения. Разумеется, для этого нужно знать особенности своих коммуникативных способностей, уметь ставить перед собой конкретные задачи.

Информационные умения

Информационные умения не принято выделять как самостоятельные педагогические умения. Их обычно рассматривают лишь как средство общения. И в самом деле, общение не может осуществляться без передачи информации. Однако информирование в процессе обучения и воспитания имеет и важную самостоятельную функцию - функцию передачи общественно-исторического опыта новым поколениям. Правомерность рассмотрения информационных педагогических умений как самостоятельных обосновывается и тем, что коммуникативные умения являются лишь условием, повышающим эффект учебно-воспитательного процесса, тогда как информационные умения не только повышают эффект, но и являются необходимым атрибутом обучения и воспитания.

При развитии информационных способностей учителя немаловажное значение имеют постановка голоса, отработка дикции, выразительность и эмоциональная окрашенность речи, ее культура и стиль, в том числе специальный (математический, исторический и т. д.) и профессионально-деловой. Вузу не всегда удается решить эти задачи, поэтому зачастую учителям приходится доучиваться самим. Делается это не всегда квалифицированно, в результате у части учителей формируются и закрепляются неверные и даже вредные привычки.

Между тем, если уметь работать над собой, можно достигнуть и больших успехов. В книге академика М. В. Нечкиной «Этюды о лекторах» читаем о тайнах лекторского мастерства известного историка В. О. Ключевского. Он учил: «Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент. Воображение и сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель - ваш военнопленный и сам не убежит от вас, даже когда вы отпустите его па волю, останется вечно послушным вашим клиентом». А над словом «схема» надписал: «Кратк. отчекан. афоризмы».

Как видим, секреты словесного воздействия не только в физическом звучании, но и во влиянии на воображение, чувства и мысли, в организации «внутреннего видения», «внутреннего слушания», в совпадении мысли сообщающего и воспринимающего, в их, если так можно выразиться, сопереживании.

Однако весь вопрос в том, как этого достигнуть. Одним из таких способов является «мышление вслух», когда слушатель делается свидетелем и участником рождения мысли. Он одновременно усваивает и содержание информации, и логику мышления лектора. Такой бывает речь учителя при проблемном изложении учебного материала.

Хрестоматийным примером стала лекция К. А. Тимирязева о жизни растений, прочитанная им в Политехническом музее. Секрет ее успеха в том, что лектор смог мобилизовать воображение и мысль слушателей, они думали, сомневались и открывали истину вместе с ним. (Подробнее об этой лекции можно прочитать в книге К. А. Тимирязева «Жизнь растений».)

Мастерски владел преподавательским искусством И. П. Павлов. Лекции свои он превращал в живую беседу по поводу наблюдаемого опыта. Иногда он как бы ставил перед собой вопросы, а потом отвечал на них, раскрывая слушателям самые существенные стороны темы. Характерной чертой лекций Павлова была своеобразная выразительность речи. Он не изрекал заученные фразы. Он мыслил и творил на виду. И не случайно, что многие его выражения вошли в терминологию физиологической науки. Таковы «мнимое кормление», «запальный сок», «сторожевой центр», «мозаика» из возбужденных и заторможенных пунктов в коре полушарий, «сплав» из прирожденных и приобретенных свойств и др.

Постановка голоса, отработка дикции, интонаций, овладение техникой смысловых и логических пауз и т. д. – все это весьма важные вопросы искусства словесного воздействия. Кто не знает, что даже ласкательное слово может быть произнесено так, что будет восприниматься как оскорбление.

Тональные краски речи имеют огромную информационную нагрузку. Можно представить себе прелесть речи Д. И. Менделеева, если один из композиторов - современников ученого сказал, что мог бы переложить эти лекции на музыку.

Фальшиво звучит речь, если ее темп не соответствует содержанию. Разве можно говорить скороговоркой о действиях и процессах, которые протекают очень медленно и долго, и, наоборот, говорить протяжно о явлениях, совершающихся мгновенно? Кто не знает, как утомительно слушать монотонную речь учителя или лектора? Правда, некоторые качества речи, например, тембр голоса, от воли человека не зависят. Природа по-разному одарила людей. Но все, у кого здоровый речевой аппарат, при соответствующей работе могут достигнуть хорошей культуры речи. Это еще одна задача профессионального самовоспитания учителя.

Организаторские умения

Организаторские умения играют особую роль в работе учителя. Обучение и воспитание, организация познавательной деятельности учащихся - есть частный случай управления. Поэтому можно сказать, что организаторские умения объединяют все другие педагогические умения. Педагог не может быть хорошим организатором, не обладая хорошо развитыми познавательными умениями и педагогическим мышлением, не имея способности предвидеть и планировать, понимать другого человека и общаться с ним, убеждать его и т. д. В то же время организаторские умения имеют и специфические признаки. В наиболее простом виде это умение: 1) задавать работу, распоряжаться, 2) осуществлять контроль за исполнением дела, 3) подводить итоги проделанного и оценивать их. Эти, казалось бы, простейшие действия требуют определенных способностей и качеств личности. К таким качествам, по мнению Л. И. Уманского, можно отнести следующие:

    Общие психологические особенности: направленность личности и подготовленность ее в области организуемой деятельности.

    Некоторые другие общие качества: общительность, активность, работоспособность и т. д.

3. Организаторские способности в узком смысле:

а) способность учитывать психологические особенности человека, группы людей, т. е. организаторское чутье (избирательность внимания к психологическим объектам);

б) способность заражать и заряжать своей энергией других. Для этого нужно владеть приемами психологического воздействия, уметь применять психологические знания при решении организаторских задач;

в) склонность, готовность к организаторской деятельности, способность соблюдать психологический такт, чувство меры.

Подобный анализ очень ценен тем, что обеспечивает целостный подход к организаторским умениям и способностям личности.

Для самовоспитательной работы над совершенствованием организаторских умений учителю, прежде всего, необходимо оценить степень развитости каждого из указанных компонентов, выявить, в каком из них имеются пробелы, и т. д. Изучение своих организаторских умений дает объективно верную картину, на основе которой нетрудно сформулировать и поставить перед собой конкретные задачи самовоспитания. В каждом случае по-разному будут решаться эти задачи. Если у человека явная склонность к исполнительской деятельности, желания заниматься самовоспитанием организаторских умений может и не возникнуть. Это показатель непригодности к педагогическому труду.

Другое дело, если выявлена неподготовленность к организаторской деятельности, а общие организаторские свойства не подлежат сомнению. Доучиться, подготовиться в этой конкретной области всегда можно.

Трудности для самовоспитания представляют недостаточная общительность и инициативность, личная неорганизованность, неспособность к самовыражению и воздействию на других и т. д.

Основной путь самовоспитания организаторских способностей один - практика, упражнения. Какими бы «базовыми» психологическими данными для организаторской деятельности ни обладал учитель, не может он стать способным организатором, не овладев выработанными обществом способами и приемами организаторской деятельности. А этого можно достигнуть путем изучения соответствующей специальной психологической литературы, изучения опыта организаторской работы других педагогов, путем овладения специальными упражнениями.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются понятия «познавательная деятельность» и «познавательные умения». Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательных умений младших школьников.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательные умения, формирование познавательных умений, младшие школьники.

Современное российское образование нацелено на формирование потребности в самостоятельном освоении новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к самообразованию, самосовершенствованию, творческой деятельности.

Именно на это нацелен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В стандарте установлены требования к таким образовательным результатам, как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Проблема развития познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как одно из важнейших условий формирования у учащихся потребности в приобретении новых знаний и овладения умением самостоятельной познавательной деятельности.

Актуальность данного вопроса определяется тем, что недостаточно внимания уделяется вопросу создания условий для формирования познавательных умений в педагогической науке и практике образования, а это является основой развития личности младшего школьника и обучения в целом.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, именно в это время у детей формируются умения:

Определять цель предстоящей деятельности;

Планировать свою деятельность, ориентируясь на ее результат.

Способность добиваться результата;

Осуществлять самоконтроль.

Исходя из этого большое значение приобретает познавательная деятельность, она играет большую роль в развитии младших школьников, а также стимулирует учебную деятельность.

Изучение познавательной деятельности берет свое начало в философии. Большой вклад в изучение внесли Сократ, Аристотель, Платон, Ф. Бэкон, Декарт, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс.

Познавательная деятельность часто называется гностической или когнитивной деятельностью. В американской психологии существует особое направление, которое называется когнитивной психологией.

В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся.

Огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, Н.А. Н.Ф. Талызина, Б.Д. Эльконин, Л.Р., Г.И. Щукина и другие отечественные ученые.

В психолого-педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «познавательная деятельность». Данное понятие рассматривается различными авторами и нет четкого определения. Это связано с тем, что понятия «учение», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность» рассматриваются как тождественные.

В работах Г.И. Щукиной «познавательная деятельность» рассматривается как деятельность, дающая знания об окружающем мире, формирующая умение организовывать, направлять действия на решение определенных познавательных задач, развивающая способность мыслить, прививающая навыки умственной работы».

А.Н. Леонтьев определяет познавательную деятельность как «совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации». .

Краткое определение понятия дано Н.А. Половниковой, «целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения».

В.А. Беликов определяет познавательную деятельность как «элемент целостного обучения, представляющий собой целенаправленное организованное или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительности, результатом которого является овладением им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности». [ 1,с. 82]

Рассмотрев сущность понятия «познавательная деятельность» раскроем ее структуру.

Согласно А.Н. Леонтьеву в структуру входят «потребность, мотив, цель, действия и операции»

Г.И. Щукина дает детальный анализ структуры и выделяет «мотивы, цель, учебные действия и операции, основанные на содержании обучения, результат» [ 6 ,с. 49].

Необходимым условием познавательной деятельности младших школьников является формирование познавательных умений. Умения способствуют выполнению деятельности, формируются на основе знаний и навыков.

Важную роль в изучении умений играют теоретические основы психологии деятельности, разработанные Б. Г. Ананьевым, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым.

Познавательные умения ученые рассматривают, как умения самостоятельно приобретать знания. Они помогают прочно усваивать знания по предмету, способствуют познавательной деятельности, самостоятельности и ускоряют процесс достижения цели.

Существует несколько классификаций познавательных умений, в основном исследователи выделяют интеллектуальные, практические, организационные и контрольные (оценочные) умения. А.В. Усова подразделяет на умения практического характера и умения познавательного характера.

При определении познавательных умений мы исходили прежде всего из анализа основных источников знаний младших школьников, а также классификации познавательных умений таких исследователей как А.В. Усова и А.А. Бобров. К основным познавательным умениям они отнесли: умение работать с учебной и научно-популярной литературой и на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания; умение проводить наблюдение и на его основе делать выводы; умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы; умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания; умение объяснять наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия теорий .

В современной педагогической науке так же нельзя забывать о требованиях, которые устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования к результатам обучающихся.

Анализ изученных источников позволяет выделить следующие познавательные умения:

Работать с учебниками и другими информационными источниками, такими как Интернет ресурсы, словари, справочники, дополнительная литература и т.д.;

Проводить наблюдения, моделирование, ставить простейшие опыты;

Работать с информацией, составлять схемы, таблицы, планы, графики;

Находить, перерабатывать и использовать нужную информацию;

Выводить новые знания, используя имеющуюся информацию.

Поскольку познавательные умения направлены на поиск, получение и преобразование информации, мы характеризуем их в рамках предметного обучения.

Познавательные умения необходимы для развития познавательной деятельности. Советские педагоги Н.К. Крупская и К.Д. Ушинский говорили о необходимости формирования познавательных умений и обучение в школе должно быть направлено не только на информирование учащихся, но и на формирование познавательных умений.

Любые умения формируются только в практической деятельности. Основной составляющей какой-либо деятельности является действие – процесс, подчинённый определённой цели, результату, который должен быть достигнут. Действия слагаются из операций, т.е. способов осуществления действия.

В процессе формирования познавательных умений выделяют следующие этапы: мотивационный, ориентировочный, исполнительский, контрольный.

Для успешного формирования умений необходимо учитывать не только этапы формирования, но и наметить систему упражнений и обучение.

По мнению многих исследователей реализация межпредметных связей и разнообразие форм организации учебных занятий ускоряет процесс формирования познавательных умений. Также способствует формированию познавательных умений исследовательский и проектный вид деятельности учащихся. В данной деятельности совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Анализ научных психолого-педагогических исследований свидетельствует о необходимости и возможности формирования познавательных умений. От успешности сформированных умений будет зависеть развитие личности младшего школьника.

Необходимо создавать условия для формирования познавательных умений, а так же реализовать в образовательной практике. Организация работы по формированию познавательных умений внесет большой вклад в решение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Список литературы:

  1. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография / В.А. Беликов – М.: Академия Естествознания, 2010. – 164 с.
  2. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А.H. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 115 с.
  3. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. Н.А. Половниковой доктора пед. наук. – Казань, 1976. – 483 с.
  4. Усова А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: учебное пособие. - Челябинск: Факел, 1997. - 34 с.
  5. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. - М.: Знание, 1987. -78 с.
  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.,1979 г. - 250 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 20.03.2018)

7. СалмиД. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009. 132 с.

8. ФедотоваН. Н. Глобализация и образование // Философские науки. 2008. № 4. С. 5-24.

1. Bajdenko V. I. Bolonskij protsess: strnktumaja reforma vysshego obrazovanija Evropy. M.: Issle-dovatel"skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov; Rossijskij Novyj universitet, 2002.

2. Bogoslovskij V. I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel"nogo protsessa v pedagogicheskom universitete: Metodologicheskie harakteristiki: Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2000. 142 s.

3. Zhukova T. A. Sotsiokul"turnyj aspekt sotsial"no-gumanitarnogo obrazovanija v epohu globalizatsii / Sot-sial"no-gumanitarnoe obrazovanie kak metodologicheskoe osnovanie ustojchivo razvivajushchegosja sotsiuma (v kontekste sinergijno antropologicheskoj paradigmy). Saransk: Mordov. gos. ped. in-t, 2011. S. 45-53.

4. Zima N. A. Innovatsionnye tendentsii modernizatsii v obrazovanii v uslovijah globalizatsii // Fundamen-tal"nye issledovanija. 2006. № 7. S. 78-80.

5. Integratsionnye protsessy i gumanitarnye tehnologii: mezhdistsiplinarnyj aspekt issledovanija nauchnogo obrazovanija v evropejskih universitetah: Nauchno-metodicheskie materialy / V. I. Bogoslovskij, V. V. Laptev,

S. A. Pisareva, A. P. Trjapitsyna. CPb.: OOO «Knizhnyj Dom», 2007. S. 13.

6. Ponarina N. N. Globalizatsija vysshego obrazovanija i problemy internatsionalizacii obrazovatel"nyh sis-tem // Obshchestvo, sotsiologija, psihologija, pedagogika. Izd-vo HORS. № 3. 2012. S. 37-41.

7. Salmi D. Sozdanie universitetov mirovogo klassa. M.: Ves" mir, 2009. 132 s.

8. Fedotova N. N. Globalizatsija i obrazovanie // Filosofskie nauki. 2008. № 4. S. 5-24.

О. В. Литовченко

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Рассмотрены история развития проблемы познавательных умений у подростков, различные подходы к классификации познавательных умений. На основании отчетов о результатах единого государственного экзамена сделан анализ заданий и результатов единого государственного экзамена, позволяющих оценить сформированность познавательных умений у выпускников школ.

Ключевые слова: познавательные умения, формирование познавательных умений, уровни сформированности познавательных умений.

^gmt^e Skills of Students:

The Difficulties of their Development at a Modern School

The article highlights the history of the problem of teenagers ’ cognitive skills development, as well as various approaches to the cognitive skills classification. An analysis of tasks and results of the Uniform State Exam has been conducted on the basis of reports on the results of the Uniform State Exam, this allows to assess the extent of cognitive skills development of high school graduates.

Keywords: cognitive skills, cognitive skills development, levels of cognitive skills formation.

В настоящее время с развитием научно- ем источников и объемов информации важ-

технической революции, c появлением по- ным показателем качества образования яв-

стиндустриального общества, c увеличени- ляется умение человека мобилизовать в кон-

кретной ситуации полученные знания и опыт. Основная задача образования сегодня - научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Процесс познания сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Наибольшей интенсивностью он обладает в условиях формального образования, когда человек осознанно и систематично познает мир через освоение образовательных программ. Причем в современных условиях развития непрерывного образования это может происходить практически в любом временном периоде жизни человека. Сегодня образовательные программы предлагаются и для молодежи, и для людей среднего возраста, и для пожилых людей в целях оказания помощи в их адаптации к условиям стремительно изменяющегося мира профессий и жизнедеятельности в целом. Это означает, что человек должен обладать определенными познавательными компетенциями, иметь желание учиться и уметь это делать. Иными словами, проблема развития у человека стремления к познанию, развития познавательных компетенций является значимой для каждого поколения и обостряется вновь и вновь под влиянием изменяющихся условий жизнедеятельности.

Как известно, с началом нового века стали стремительно развиваться процессы обновления, модернизации образования практически во всех странах Европы и весь педагогический мир стал употреблять слова «ключевые компетенции», как обозначение основной задачи воспитания и образования школьников. Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав .

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. В теории и практике отечественного образования имеются интереснейшие наработки в

направлении определения и формирования компетенций учащихся. Понятие компетенция не противопоставляется знаниям и умениям, оно гораздо шире и связано с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и рутинных процедур, необходимых для применения знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей системой. Таким образом, понятие компетенции включает не только творчески-познавательную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Проблема отбора базовых (ключевых, универсальных, переносимых) компетентностей является центральной для обновления содержания образования.

Новый образовательный стандарт, вводимый в современном школьном образовании России, оперирует понятием «универсальное учебное действие» и ставит в качестве одной из задач формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий. В начальной школе в состав этих действий входят: действия общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем . В основной школе стандартом определен довольно длинный перечень познавательных универсальных учебных действий разного уровня сложности - от умения структурировать тексты до освоения основ реализации проектноисследовательской деятельности . Для старшей школы, как известно, эти требования находятся на стадии разработки.

«В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» .

Психологический аспект понимания сути универсальных учебных действий основывается на идее В. В. Давыдова о том, что внутренним стержнем учебной деятельности является «потребность, соответствующие задачи и мотивы, но реализуется она посредством действий» . Однако необходимо отметить, что такой же точки зрения придерживались и другие психологи. Так, Д. Н. Богоявленский, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская и др. рассматривали умения как способы совершения определенных учебных (предметных) действий, которым учащихся специально обучают и которые необходимы в решении усложняющихся задач. Характерным признаком умений является «использование правильных способов деятельности в новых или радикально измененных условиях ее осуществления путем сознательного и целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения определенной мыслительной задачи» . Поэтому в стандарте универсальные учебные действия рассматриваются как совокупность действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса . Формирование умения учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая мотивы, цель, задачи деятельности и учебные действия по их реализации. Иными словами, психологическое понимание сути учебного действия сопоставимо с его педагогической трактовкой, понимаемой как умение.

Следует отметить, что в классической дидактике сформировано научное знание о познавательных умениях, их структуре, содержании, особенностях формирования у школьников. Возрастание интереса к проблеме формирования познавательных умений отмечается в 60-е годы ХХ века, что связано с переходом к индустриальному обществу и с политехнизацией образования,

с необходимостью подготовки школьников к освоению усложняющихся профессий, требующих больших интеллектуальных ресурсов. До этого времени данная проблема почти не рассматривалась как самостоятельная, хотя имеется большое количество работ, изучавших закономерности усвоения знаний и навыков, где структура умений отождествлялась со структурой навыков. Умения и навыки считались почти идентичными понятиями, их формирование рассматривалось одновременно, умения понимались как этапы в процессе выработки навыков .

В решении вопроса о природе умений важную роль играют теоретические основы психологии деятельности, разработанные Б. Г. Ананьевым, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. Структура учебно-познавательной деятельности учащихся, основные психологические условия и механизмы процесса усвоения наиболее полно описаны в теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова.

Умения, обеспечивающие плодотворное протекание учебно-познавательной деятельности и необходимые для успешного решения поисковых задач, получили название познавательных умений. В самом широком смысле к познавательным умениям исследователи относят способы решения познавательных задач разного типа и уровня сложности, разного содержания, а также способы решения учебных проблем. Однако нельзя не отметить и несколько иное понимание сути умения. Так, А. К. Громцева, М. А. Данилов, Б. П. Есипов и др. рассматривали умение как готовность, способность, возможность личности к совершению действия.

Не все исследователи в предлагаемых ими классификациях умений выделяют именно в такой трактовке познавательные умения. Так, в классификации В. Н. Максимовой выделены интеллектуальные, практические, конкретные (т. е. предметные), позна-

вательно-оценочные умения . С. Л. Фокина делит умения на конкретные и обобщенные. Конкретные умения отражают специфику содержания того или иного учебного предмета и тесно связанные с определенным предметным содержанием. К обобщенным умениям относятся умения, которые повторяются в любых предметных действиях. Обобщенные умения являются обязательным компонентом познавательной деятельности при изучении всех учебных дисциплин и пригодны для решения широкого круга задач . Н. С. Журавлёва предлагает следующие виды познавательных умений: интеллектуальные, практические, организационные и контрольнооценочные .

Собственно классификацию познавательных умений предложила А. В. Усова со своим учеником А. А. Бобровым. По мнению исследователей, познавательные умения - это умения самостоятельно приобретать знания, что особенно важно для подготовки учащихся к продолжению образования. От того, насколько успешно сформируются умения этого вида, зависит овладение новыми знаниями и умениями, а на их основе - новыми способами решения познавательных проблем. К основным познавательным умениям они отнесли: умение работать с учебной и научно-популярной литературой и на этой основе самостоятельно приобретать и углублять знания; умение проводить наблюдение и на его основе делать выводы; умение самостоятельно моделировать и строить гипотезы; умение самостоятельно ставить эксперимент и на его основе получать новые знания; умение объяснять наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия теорий . Таким образом, А. В. Усова подразделяет умения на две категории: умения практического характера (измерение, вычисление, пользование источником энергии и др.) и умения познавательного характера (наблюдение, опыт, работа с литературой). Оба вида взаимосвя-занны и играют важную роль на всех этапах обучения .

Все исследователи в своих работах отмечают, что для успешного формирования познавательных умений необходима целенаправленная, согласованная, систематическая работа, а реализация межпредметных связей способствует повышению качества усвоения фундаментальных понятий, ускоряет процесс формирования познавательных умений и умений практического характера. Г. А. Дзида доказала, что развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач станет управляемым, если процесс обучения по развитию познавательных умений носит системный и интегративный характер, а освоение познавательных умений осуществляется поэтапно и синхронно по различным учебным дисциплинам .

Проблема создания условий формирования познавательных умений долгое время привлекает внимание ученых. Л. С. Выготский считал, что познавательные умения формируются непосредственно в процессе овладения конкретным содержанием. Однако сегодня большинство ученых склоняется к тому, что овладение знаниями требует также специального обучения учеников способам их приобретения, что познавательная деятельность должна выступать не только как средство усвоения знаний, но и как особый предмет усвоения .

Установление критериев и уровней познавательных умений имеет важное значение для правильной оценки учащихся и для определения эффективности методов работы учителя. К критериям сформированно-сти познавательных умений относят состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полноту и свернутость, рациональность последовательности их выполнения, осознанность действий. А. В. Усова выделяет следующие уровни сформиро-ванности умений: первый (низший) - учащийся выполняет лишь отдельные операции, причём последовательность их хаотична, действия в целом плохо осознанны;

второй (средний) - учащийся выполняет все требуемые операции, но последовательность их недостаточно продумана, а сами действия недостаточно осознанны; третий (высший) - обучаемый выполняет все операции, последовательность их рациональна, действия в целом вполне осознанны . Этой точки зрения мы придерживаемся в собственном исследовании.

В целях уточнения круга современных проблем формирования познавательных умений у школьников мы поставили задачу оценить уровни сформированности познавательных умений у выпускников школ, что можно сделать, используя данные аналитических отчетов о результатах Единого государственного экзамена, ежегодно составляемых Федеральным институтом педагогических измерений. Данные отчеты составлены на основании сведений, полученных по результатам Единого государственного экзамена по всей стране.

Нами были проанализированы отчеты по физике, химии, биологии и географии за 2009-2012 годы, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений . Модели экзамена по большинству предметов не претерпели существенных изменений в сравнении с 2009 годом, когда Единый государственный экзамен стал обязательным для всех выпускников. При этом проводилось необходимое совершенствование критериев оценивания, формулировок заданий. В контрольно-измерительных материалах особое внимание уделяется оценке умения применять полученные при изучении общеобразовательных предметов знания для объяснения природных и социальных явлений и процессов, для решения познавательных и практических задач, ориентирования в информационном поле и анализа поступающей информации, для формулирования и аргументации собственных суждений по актуальным вопросам.

В экзаменационные модели Единого государственного экзамена по всем предметам включены тестовые задания с выбором от-

вета, а также задания, требующие свободного построения ответа. Задания на воспроизведение знаний предполагают проверку учебных умений узнавать процессы, явления, называть основные положения теорий, законов и закономерностей; давать определения основных понятий, пользоваться терминами. В заданиях с развёрнутым ответом выпускники должны выполнить ряд предложенных теоретических и практических задач, привести их полные решения, развернуто, с привлечением знаний курса ответить на поставленные проблемные вопросы. Данный принцип имеет ключевое значение, поскольку задания с развернутым ответом позволяют выявить не только уровень овладения содержанием соответствующих учебных предметов, но и сформированность умений, указанных в «Стандарте» . Такие задания включают различные источники информации: тексты, графики, таблицы, тематические географические карты, рисунки, статистические данные

Задания с развернутым ответом дают возможность не только оценить знания учащихся, но и выявить логику их рассуждений, умения обобщать, обосновывать, делать выводы, четко и кратко, по существу вопроса излагать ответ, применять полученные знания на практике. При выполнении этих заданий экзаменуемый имеет возможность достаточно полно, глубоко выразить свои мысли, продемонстрировать глубину знаний. В отличие от заданий с выбором ответа, при выполнении заданий со свободным ответом подсказка или угадывание правильного ответа исключаются. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать ответ на поставленный вопрос. Задания этого типа имеют большое значение для дифференциации учащихся по уровню их подготовки и для выявления типичных ошибок.

Задания с развёрнутым ответом наиболее значимы для оценки готовности участников единого экзамена к продолжению обучения в учреждениях высшего профессионального образования, поэтому эксперты и аналитики

Федерального института педагогических измерений считают целесообразным увеличение числа заданий практико-ориен-тированного характера и заданий, предназначенных для проверки умений решать задачи, с которыми выпускники могут встретиться в жизни.

Анализ ответов на эти задания позволяет говорить о том, что часть выпускников испытывает серьезные трудности при формулировании логически связных объяснений; несмотря на наличие калькулятора, очень высока доля неверных арифметических расчетов, ошибок в приведении степеней, в переводе единиц измерения; значительное количество выпускников не владеет важным

Для подготовки учащихся к выполнению заданий с развернутым ответом необходимо научить их кратко, обоснованно и по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, в новых ситуациях, связанных с повседневной жизнью, а также при решении задач. Все большее значение в деятельности учащихся придается умениям с такими свойствами, как универсальность, подвижность, обобщенность, что обеспечивает формирование у учащихся творческого отношения к учению .

В исследованиях, проведенных А. В. Усовой, было выявлено, что затруднения в изучении предметов естественнонаучного цикла являются следствием неумения само-

практическим умением использовать полученные знания. Согласно классификации, предложенной А. В. Усовой, такой уровень сформированности познавательных умений выпускников можно оценить как низкий, что подтверждается и значительным количеством выпускников, не приступивших к выполнению заданий с развернутым ответом или получившим за них ноль баллов.

Значительная часть выпускников успешно выполняет лишь одно или несколько заданий с развернутым ответом, что лишний раз подтверждает недостаточный уровень сформированности познавательных умений у выпускников школ.

стоятельно работать с учебником, самостоятельно ставить опыты и решать задачи. Более 30% опрошенных учащихся считают, что для более успешного обучения физике, химии, биологии нужно учиться самостоятельно работать с учебником, учиться самостоятельно добывать знания, т. е. развивать познавательные умения . Умение работать с печатным текстом в настоящее время приобретает особенно важное значение в связи с тем, что в условиях быстрого нарастания темпов научно-технического прогресса каждому человеку необходимо непрерывно пополнять и углублять свои знания. Учитывая изменения, происходящие в современной педагогической науке и образовательной практике, Я. В. Даниэльян отме-

Доля участников ЕГЭ, которые не приступили к части С / получили 0 баллов

Год Предмет 2009 2010 2011 2012

Физика 28,5/ 18,4 30,3/ 17,9 23,9 /16,7 26,0 / 20,5

Химия 12,2/ 2,3 10,5/ 9,9 9,1 / 10,3 9,9 / 12,8

Биология 8,4/ 8,5 7,9/ 6,0 7,0/ 6,9 7,0 / 6,5

Г еография 12,5/ 10,4 14,4/ 5,9 12,3/ 7,4 14,0 / 6,9

чает, что у учебника появляется новая функция - функция развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся в информационном пространстве, которая выходит на первый план по значимости в ряду традиционных функций школьного учебника .

До недавнего времени внедрение новых технологий в учебном книгоиздании не вело к переходу на новый уровень качества образования, однако в последнее время ситуация начинает меняться. Издательство «Просвещение» приступило к выпуску учебнометодических комплектов «Сферы» - качественно новый образовательно-издательский проект, который создает принципиально иную информационно-образовательную среду. «Сферы» предоставляют возможность изучать предметы на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации. Основой учебно-методических комплектов «Сферы» является учебник. Именно в нем наиболее полно использованы и традиционные законы создания учебной книги, и новые подходы к процессу обучения.

Развитию познавательных умений способствуют исследовательский и проектный

виды деятельности учащихся, так как они обеспечивают возможность достижения высокой степени индивидуализации обучения, создают познавательное и развивающее поле, позволяющее ученику самому выбирать траекторию учебной деятельности. Данные виды деятельности организуются, чаще всего, самими учителями, и лишь иногда задания для проектной и исследовательской деятельности предлагаются в учебниках.

Обзор литературы по проблемам познавательных умений показывает, что накоплен большой опыт, раскрывающий суть, внутренние связи и закономерности развития познавательных умений. Познавательные умения необходимы для высших форм познавательной деятельности. Оперирование умениями ведет к основательному и разностороннему проникновению в содержание обучения, которое становится для ученика более понятным и осмысленным. При этом существуют и некоторые аспекты, нуждающиеся в уточнении: классификация и функции познавательных умений в современном информационном обществе. Более пристального изучения требует ответ на вопрос, как развивать с помощью учебника самостоятельную познавательную деятельность ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитические отчеты Федерального института педагогических измерений за 2009, 2010, 2011, 2012 годы. Режим доступа: http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/ (дата обращения: 10.09.2012).

2. Гурова Л. Л. К вопросу о формировании логических операций: Применение знаний в учебной практике школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 227-277.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

4. Даниэльян Я. В. Развитие представлений о функциях школьного учебника в отечественной педагогике второй половины XX - начала XXI в.: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 177 с.

5. Дзида Г. А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (На материале обучения естественно-математическим дисциплинам): Дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2001. 296 с.

6. Журавлёва Н. С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физике. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ишим, 2005. 22 с.

7. Зорина Л. Я. Предмет - учебник - учитель. М.: Знание, 1989. 80 с.

8. Ильин Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 138-147.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

10. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

11. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. 300 с.

12. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 400 с.

14. ТалызинаН. Ф. Теория программированного обучения. М.: Знание, 1975. 51 с.

15. Усова А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45-48.

16. Усова А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: Учебное пособие. Челябинск: Факел, 1997. 34 с.

17. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. 78 с.

18. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Режим доступа: http://www.fcpro.ru/program-meropr (дата обращения: 13.10.2012).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (Стандарты второго поколения) / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. 48 с.

20. Фокина С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1977. 179 с.

21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 2-е изд. 159 с.

1. Analiticheskie otchety Federal"nogo instituta pedagogicheskih izmerenij za 2009, 2010, 2011, 2012 gody. Rezhim dostupa: http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/ (data obrashchenija: 10.09.2012).

2. Gurova L. L. K voprosu o formirovanii logicheskih operatsij: Primenenie znanij v uchebnoj praktike shkol"nikov. Gurova. M.: Izd-vo APN RSFSR, 1961. S. 227-277.

3. Davydov V. V. Teorija razvivajushchego obuchenija. M.: INTOR, 1996. 544 s.

4. Danijel"jan Ja. V. Razvitie predstavlenij o funktsijah shkol"nogo uchebnika v otechestvennoj pedagogike vtoroj poloviny XX - nachala XXI v.: Dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2009. 177 s.

5. Dzida G. A. Razvitie u uchashchihsja poznavatel"nyh umenij v protsesse reshenija uchebnyh zadach (Na materiale obuchenija estestvenno-matematicheskim distsiplinam): Dis. ... d-ra ped. nauk. Cheljabinsk, 2001. 296 s.

6. Zhuravljova N. S. Monitoring poznavatel"nyh umenij shkol"nikov v protsesse obuchenija fizike: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ishim, 2005. 22 s.

7. Zorina L. Ja. Predmet uchebnik uchitel". M.: Znanie, 1989. 80 s.

8. Win E. P. Umenija i navyki: nereshennye voprosy // Voprosy psihologii. 1986. № 2. S. 138-147.

9. Kak proektirovat" universal"nye uchebnye dejstvija v nachal"noj shkole: ot dejstvija k mysli: Posobie dlja uchitelja / Pod red. A. G. Asmolova. M.: Prosveshchenie, 2008. 151 s.

10. Maksimova V. N. Mezhpredmetnye svjazi v protsesse obuchenija. M.: Prosveshchenie, 1988. 191 s.

11. Milerjan E. A. Psihologija formirovanija obshchetrudovyh politehnicheskih umenij. M.: Pedagogika, 1973. 300 s.

12. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar" russkogo jazyka / RAN. Institut russkogo jazyka im. V. V. Vinogradova. M.: Azbukovnik, 1999. 944 s.

13. Primernaja osnovnaja obrazovatel"naja programma obrazovatel"nogo uchrezhdenija. Osnovnaja shkola / Sost. E. S. Savinov. M.: Prosveshcenie, 2011. 400 s.

14. TalyzinaN. F. Teorija programmirovannogo obuchenija. M.: Znanie, 1975. 51 s.

15. Usova A. V. O kriterijah i urovnjah sformirovannosti poznavatel"nyh umenij u uchashchihsja // Sovet-skaja pedagogika. 1980. № 12. S. 45-48.

16. Usova A. V. Formirovanie u uchashchihsja obshchih uchebno-poznavatel"nyh umenij v protsesse izuchenija predmetov estestvennonauchnogo tsikla: Uchebnoe posobie. Cheljabinsk: Fakel, 1997. 34 s.

17. Usova A. V., Bobrov A. A. Formirovanie u uchashchihsja uchebnyh umenij. M.: Znanie, 1987. 78 s.

18. Federal"naja tselevaja programma razvitija obrazovanija na 2011-2015 gg. Rezhim dostupa: http://www.fcpro.ru/program-meropr (data obrashchenija: 13.10.2012).

19. Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart osnovnogo obshchego obrazovanija. (Standarty vtorogo pokolenija)./ Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. M.: Prosveshchenie, 2011. 48 s.

20. Fokina S. L. Formirovanie obobshchennyh poznavatel"nyh umenij i ih vlijanie na razvitie poznavatel"nyh interesov uchashchihsja: Dis. ... kand. ped. nauk. L., 1977. 179 s.

21. Formirovanie universal"nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvij k mysli. Sistema zadanij: Posobie dlja uchitelja / Pod red. A. G. AsmolovaM.: Prosveshchenie, 2011. . 2-e izd. 159 s.

Ю. С. Матросова

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рассматривается один из возможных путей развития профессиональной компетентности будущих учителей - использование произведений художественной литературы в процессе изучения педагогических дисциплин; анализируются результаты использования разработанной методики в образовательной практике педагогического вуза.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, современное детство, профессиональная задача, художественная литература.

Development of Professional Competence of Preservice Teachers by means of Belles-lettres Literature

The paper deals with methods of employment of belles-lettres in the process of teachers ’ training. A range of assignments based on belles-lettres is suggested for the development of teachers ’ competence.

Keywords: teacher’s competence, modem childhood, professional problem, belles-

В современном мире образование рассматривается как движущая сила прогрессивного и стабильного развития общества. Основным стратегическим ресурсом развития становятся люди, обладающие знаниями, их интеллектуальный капитал и профессиональная компетенция; именно образованность людей определяет ценностную направленность, возможности и границы грядущих перемен.

В связи с этим к системе высшего педагогического образования предъявляются новые требования по подготовке специалистов, способных отвечать вызовам новой эпохи и этике полисубъектного взаимодействия, готовых к сотрудничеству, умеющих

работать в команде и обладающих такими профессиональными качествами, как открытость новому, диалоговость, полиобразованность (В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Ю. Н. Кулюткин, Е. Е. Сапогова и др.) .

Современный учитель должен обладать сложными умениями, связанными с пониманием индивидуальных особенностей ученика, различных контекстов (социальных, культурных, национальных и т. д.), в которых проходит обучение, с проектированием индивидуальных образовательных маршрутов, которые строятся учителем и учеником с учётом как интересов обучающегося, так и требований образовательных стандартов. Учителю необходимо понимать,

Реализуя одну из выше перечисленных учебных программ или разрабатывая свою учебную программу, педагог тщательно продумывает основные знания и умения учащихся, которые они должны сформировать в процессе обучения по данной программе.

Кроме знаний, умений и навыков учащиеся должны развивать в себе качества личности: способы умственных действий, навыки самоуправления, эмоционально-нравственные, эстетические и деятельностно-практические свойства. Все эти группы качеств личности сливаются воедино, образуя компетентную личность в области экономических знаний.

1-ая группа умений. Знания, умения и навыки (ЗУН). Классификация ЗУН.

I. По локализации отражения:

1. Индивидуальные знания - это знания конкретного человека, его личный опыт в изучении окружающего мира, трудовых отношений, общения.

2. Общественные знания - это знания, выработанные поколения предшественников; материальные, духовные ценности, признанные всœеми.

К примеру, в программе Б.А.Райсберга и А.С.Прутченкова ʼʼВведение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнесаʼʼ отмечено: что учащиеся должны знать (общественные знания должны стать индивидуальными):

- что представляют из себяэкономические закономерности, их специфические отличия от законов физического мира;

II. По форме отражения :

1. Знаковые и вербальные, которые представлены в виде знаков, в виде языковой устной и письменной формы, в виде формул, теоретических правил и формулировок.

2. Образные, которые представлены конкретными образами и бывают восприняты органами чувств.

К примеру, образ предпринимателя, банкира, менеджера, их внешний вид, манера поведения.

3. Вещественные, которые существуют в предметах труда, литературе, искусстве.

К примеру, портрет или скульптура банкира.

4. Процедурные, которые отражены в текущей деятельности людей, в их практических умениях и навыках, в различных технологиях, в результате трудового процесса.

К примеру, в программе Б.А. Райсберга и А.С. Прутченкова ʼʼВведение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнесаʼʼ отражено, что учащиеся должны знать:

- основные понятия и термины: валовой национальный продукт, зарплата͵ рентабельность, безработица, производительность труда, бюджет, налоги, банки, кредит.

III. По психическому уровню:

1. Узнавание знаний.

2. Воспроизведение знаний.

3. Понимание знаний.

4. Применение знаний в практической деятельности.

5. Автоматические действия, которые реализуются на уровне интуиции, бессознательного, непроизвольного выполнения действий.

6. Отношение к знаниям, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отражает собственный взгляд, свою точку зрения на предмет или явления.

7. Потребность, которая выражается в желании познать, применить знания в практической деятельности и выработать устойчивый навык применения знаний.

К примеру. Учащиеся должны уметь:

- анализировать причины различий в уровне оплаты труда;

- различать источники и составляющие доходов;

- проводить различия между безработными и незанятыми. (Программа Л.Л.Любимова, А.А.Мицкевича и др.
Размещено на реф.рф

IV. По области и предмету познания : гуманитарные, математические, философские, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

2-ая группа умений. Способы умственных действий (СУД). Классификация СУД.

I. По характеру средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные.

К примеру. Деньги, функции денег: единица счета͵ средство обмена, средство накопления. (Программа С.Равичева, Т.Протасевича ʼʼСовременная экономикаʼʼ).

II. По логической схеме процесса : сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антипатия, гипотеза, эксперимент, верификация и т.д.).

К примеру. Различать и сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства. (Программа Л.Л.Любимова, А.А.Мицкевича и др.
Размещено на реф.рф
ʼʼОбразовательная область ʼʼЭкономикаʼʼ).

III. По форме результата: создание нового образа, определœение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория.

К примеру. Ученики выясняют причины появления экономических функций государства, открывают причины неэффективности государственной деятельности. (Программа Л.Л.Любимова и Н.А.Раннева ʼʼОсновы экономических знанийʼʼ).

IV. По типу логики: рассудочно-эмпирические и разумно-теоретические.

V. По способу работы:

1. Умения и навыки планирования учебной деятельности. Ученик осознает задачи учебного процесса, умеет строить целœеполагание, владеет навыками рационального пути выполнения задания, продумывает алгоритм деятельности, может планировать деятельность на день, неделю, месяц, год и т.д.

2. Умения и навыки организации собственной учебной деятельности. Ученик умеет организовать свой рациональный режим работы, может оборудовать рабочее место, владеет навыками и способами умственной деятельности.

3. Умения и навыки восприятия информации. Ученик умеет работать с различными источниками информации, владеет навыками работы с книгой, словарем, компьютером, управляет собственным вниманием, наблюдением, запоминанием и воспроизведением.

4. Умения и навыки мыслительной деятельности. Ученик осмысляет учебный материал, выделяет главное и существенное, анализирует и синтезирует, абстрагирует и конкретизирует, классифицирует, обобщает, доказывает, строит рассказ, аргументирует ответ, формулирует выводы и умозаключения, пишет сочинœения, решает задачи и проблемы.

5. Умения и навыки оценки и осмысления. Ученик владеет навыками самоконтроля и взаимоконтроля результатов учебной деятельности, понимает свои достижения, оценивает экономические, экологические, эстетические, этические явления, умеет проверять правильность и прочность теоретических знаний и практических навыков, проводит рефлексивный анализ.

К примеру. Учащиеся должны:

- владеть общекультурными умениями современного предпринимателя;

- уметь пользоваться различными источниками информации: справочниками, правовыми документами, научной литературой;

- уметь оформлять простейшие документы по ведению бизнеса;

- уметь заниматься самообразованием, используя необходимую литературу. (Программа В.Ф.Мерзлякова ʼʼОсновы бизнеса).

3-ья группа умений. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Классификация СУМ.

1. Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности разделяются на материальные (пища, одежда, жилье), духовные (эстетические наслаждения), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности, познании, самоопределœении, самоутверждении, самовоспитании, самообразовании, самосовершенствовании).

2. Направленность. Направленность - это совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, морально-этические принципы, мировоззрение.

3. Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на базе которой она строит свое поведение. Я-концепция включает в себя систему качеств человека: я нравлюсь, я способен, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я управляю, я владею.

К примеру. Учащиеся должны отвечать на вопросы:

- является ли стремление людей к росту благосостояния движущей силой экономического развития человечества;

- выгодно ли быть честным;

- какой парадокс лежит в базе рыночной экономики. (Программа В.И.Липсица и Л.В.Антоновой ʼʼОсновы экономических знанийʼʼ).

4-ая группа умений. Эмоционально-нравственная сфера (СЭН). Классификация СЭН.

1. Эстетическое воспитание: чувство красоты, способность видеть и понимать прекрасное, приобщение к литературе, музыке, искусству, танцу, театру, кино.

2. Воспитание нравственных качеств: свобода, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта͵ экономическая и экологическая культура, воля, добродетель.

К примеру. Эмоциональные отношения. Правила применения комплиментов. Культура взаимоотношений мужчин и женщин. Культура поведения за столом. Внешний облик делового человека. (Программа В.Ф.Мерзлякова ʼʼОсновы бизнесаʼʼ).

5-ая группа умений. Деятельностно-практическая сфера (СДП). Классификация СДП.

1. Трудовые знания, умения и навыки: естественнонаучные, политехнические, операционные, мастерство, культура труда.

2. Трудолюбие: активность, прилежность, потребность, готовность, сознательность, усердие, воля.

3. Трудовая нравственность: отношение к труду, взаимоотношения в процессе деятельности, профориентированность, стимулы, ценности, отношение к результатам деятельности.

К примеру. Практикумы: Пригоден ли я быть менеджером. Как получить и использовать кредит. Как рассчитать цену товара. Оценка ожидаемого риска. (Программа Б.А.Райсберга и А.С.Прутченкова ʼʼВведение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнесаʼʼ).

Учебная программа по экономике, учитывающая знания, умения и навыки учащихся, способы их умственных действий, механизмы самоуправления личностью, эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы, направлены на развитие компетенций личности в области экономики.