Где разбилась принцесса диана. Гибель принцессы Дианы: трагедия или убийство? Виновник — таинственный незнакомец




Принцесса Диана - первая супруга принца Чарльза - была одной из наиболее популярных женщин мира. Королева сердец, народная принцесса… Как ее только не называли! Спустя год после развода с принцем Уэльским леди Ди трагически погибла в страшной автокатастрофе, произошедшей в Париже, под площадью Альма, в подземном тоннеле. Дата смерти принцессы Дианы - 31 августа 1997 г. Ей было 36 лет. Было случайным или спланированным ДТП, до сих пор остается загадкой. Вопрос и сейчас будоражит умы и сердца сотен людей.

Обстоятельства трагедии

Вечером 30 августа леди Ди в сопровождении миллиардера из Египта Доди аль-Файеда прибыла в ресторан отеля «Риц». Поужинав, около полуночи пара вышла из здания гостиницы через черный ход и села в автомобиль черного цвета, в котором их ожидали охранник и водитель. В 00:15 «Мерседес» отъехал от служебного входа, резко тронувшись в попытке скрыться от назойливых папарацци. Но фотографы отправились в погоню. Поездка стала последней в жизни народной любимицы. В аварии выжил только телохранитель, но он ничего не может вспомнить, так как страдает амнезией.

Тайна смерти принцессы Дианы

Следствие первоначально обвинило в трагедии репортеров, преследовавших черный «Мерседес» на мотороллерах. Выдвигалась версия, что якобы один из них помешал автомобилю, и водитель в попытке избежать столкновения врезался в опору моста. Однако очевидцы утверждали, что папарацци въехали в тоннель позже, чем «Мерседес», а значит, спровоцировать аварию не могли.

Позже следствие предположило, что в момент, когда машина, в которой находилась леди Ди, оказалась в тоннеле, там уже был другой автомобиль - белый «Фиат-уно». Это подтверждали найденные на месте ДТП осколки и показания некоторых очевидцев, свидетельствовавших, что видели машину, выезжающую зигзагами из тоннеля через пару секунд после аварии. Сыскная полиция определила даже год выпуска и точные характеристики авто, но найти его или водителя так и не удалось. А позднее выяснилось, что на белом «Фиате» ездил один из самых удачливых и известных парижских папарацци Джеймс Андансон. Доказать, что фотограф причастен к аварии, повлекшей смерть принцессы Дианы, не смогли. А через некоторое время в сгоревшей машине во французских Альпах обнаружили труп Андансона.

По мере выяснения новых подробностей происшествия появлялись и новые версии. Было выдвинуто предположение о том, что смерть принцессы Дианы - дело рук британских спецслужб, на вооружении которых находится СМИ писали, что, возможно, в тоннеле был использован лазер с целью ослепить водителя «Мерседеса».

Через два года после трагедии все мировые газеты напечатали новое сенсационное заявление, сделанное следствием. По результатам проверок было установлено, что вина за случившееся лежит на Анри Поле - водителе автомобиля, также погибшем в этом ДТП. Выяснилось, что он был сильно пьян в момент аварии. До сих пор эта версия считается основной.

Новые факты

Прошло 16 лет, и летом 2013 мировая общественность снова начала обсуждать смерть принцессы Дианы. А причиной послужили новые поистине сенсационные свидетельства. Появилась информация, что гибель леди Ди подстроили британские спецслужбы. Но ведь это уже обсуждалось? Да, однако теперь появились конкретные факты. В ходе судебного процесса над одним британским военнослужащим случайно выяснилось, что он владеет информацией о том, что смерть принцессы Дианы была заказана элитным подразделением Полученные сведения вызывают пока много вопросов. Лондонская полиция занялась внимательным изучением новой информации и пообещала оценить ее достоверность и адекватность.

На улицы Лондона в день прощания вышли более миллиона горожан. Британские специалисты в области безопасности высказали мнение, что смерть принцессы Уэльской могла быть не трагической случайностью, а спланированным убийством. Странные обстоятельства автокатастрофы породили несколько версий гибели «Леди Ди».

Чарльз и Диана во время медового месяца. (pinterest.com)

31 августа в 00:27 машина, в которой находилась Диана, врезалась в опору моста над туннелем Альма в Париже. Ее друг — сын египетского миллиардера Доди аль-Файед — и водитель Анри Поль скончались на месте. Диана умерла несколькими часами позже в больнице. Как выяснило следствие, уровень алкоголя в крови водителя превышал норму в три раза. В живых остался телохранитель, он перенес несколько сложных операций. Мужчина не смог дать показания из-за потери памяти.

Украденный «Мерседес»

В 2017-м был опубликован отчет об автомобиле, на котором ехала Диана. Выяснилось, что за два года до трагических событий «Мерседес» несколько раз попадал в серьезные аварии. Машина была повреждена настолько, что не подлежала восстановлению, и ее собирались списать на металлолом. Вместо утилизации «Мерседес» все-таки отремонтировали, используя запчасти от других автомобилей. Позже он перешел в собственность компании, занимающейся перевозкой постояльцев отеля Ritz. Имеются сведения о том, что автомобиль угнали, и он был найден спустя несколько месяцев на обочине трассы. Прежние водители «Мерседеса» утверждали, что машина «странно себя вела» и плохо держала дорогу.

Исчезнувший «Фиат»

В одной из версий ДТП фигурировал автомобиль «Фиат». Полиция обнаружила рядом с «Мерседесем» осколки модели «Уно». Очевидцы рассказали полиции, что этот автомобиль выехал из туннеля через несколько секунд после аварии. Правоохранительные органы располагали информацией о годе выпуска и характеристиках авто (в тоннеле были обнаружены осколки заднего фонаря). Обнаружить «Фиат» не удалось — машина с водителем будто испарилась.

По другой версии, осколки «Фиата» оказались на месте аварии не случайно. Якобы их подбросили те, кто заранее готовил убийство Дианы, а водителя «Мерседеса» ослепили лазером.

Ремни безопасности

В 2007 году бывший комиссар Скотланд-Ярда опубликовал доклад, в котором отмечал, что в момент аварии пассажиры, включая принцессу Диану, не были пристегнуты ремнями безопасности. Друзья Дианы отметили, что это поведение для нее не характерно — она пристегивалась в каждой поездке. Разнятся и показания о ее состоянии после аварии — фотограф отмечал кровотечение из носа, тогда как прибывший на место происшествия врач не увидел телесных повреждений. Эти слова повторил и сотрудник аварийно-спасательной службы Шавьер Гурмелон. «Я видел небольшую травму на правом плече Дианы, но крови или других видимых телесных повреждений не было. Я был уверен, что она выживет», — рассказал Гурмелон «The Independent» в день 20-й годовщины со дня гибели «Леди Ди».

Гостиница «Ritz»

Версии спланированного убийства придерживался Алан Макгрегор, эксперт в области безопасности. Мужчина был недоволен мерами безопасности в парижской гостинице, где останавливалась Диана с Доди аль-Файедом. Макгрегор также обратил внимание на тот факт, что гостей вез шофер, работавший при отеле (первоначально предполагалось, что за руль сядет телохранитель аль-Файеда). В нарушение всех правил безопасности машину пригнали с парковки у гостиницы, сюда мог попасть любой желающий.

Смерть Джеймса Андансона

Джеймса Андансона, одного из наиболее востребованных фотографов Парижа, видели в тоннеле после ДТП. Тем же утром он вылетел на остров Корсика. Позже Андансон был найден в сгоревшем автомобиле. Отец аль-Файеда был убежден, что убийство спланировали британские спецслужбы, а папарацци был завербован в качестве агента задолго до гибели принцессы Дианы. Причиной убийства, считал Файед, стала беременность Дианы.


Цветы с места прощания с Дианой. (pinterest.com)

Принцессу Уэльскую похоронили 6 сентября в семейном поместье Спенсеров. О ее жизни рассказывают несколько документальных фильмов.


21 год назад, в ночь на 31 августа 1997 г. в автокатастрофе в центре Парижа погибла принцесса Диана . Она была настолько популярна и любима в народе, что заслужила прозвище «королевы сердец», а ее трагическая смерть не дает покоя британцам до сих пор. Обстоятельства этой автокатастрофы были настолько странными, что вызывают сомнения в официальной версии случившегося. Накануне 20-летия со дня гибели принцессы Дианы было обнародовано несколько скандальных расследований, наделавших много шума не только в Великобритании, но и за ее пределами.



Результаты официальных расследований, проведенных во Франции в Великобритании, были идентичными: авария произошла по нескольким причинам. Принцессу Диану и ее возлюбленного Доди аль-Файеда преследовали папарацци, из-за чего водителю машины Анри Полю пришлось превысить скорость. К тому же в его крови был обнаружен алкоголь, а ремни безопасности были неисправны. Позже эту версию опровергли: водитель не был пьян, а результаты экспертизы умышленно или случайно перепутали с другими. Странным выглядел и тот факт, что спустя 3 года после аварии тот самый папарацци, которого обвиняли в преследовании Дианы, был обнаружен мертвым в сгоревшей машине.





Накануне 20-летия со дня гибели принцессы Дианы, 6 августа в Великобритании вышел фильм «Диана: история ее словами», который стал причиной громкого скандала – его тут же назвали попыткой сделать «деньги на крови». На видеозаписях, сделанных в 1992-1993 гг. ее преподавателем по технике речи во время занятий, принцесса Уэльская предельно откровенно рассказывала о том, о чем в Букингемском дворце предпочитали молчать. Пленки хранились у педагога Питера Сеттелена, он обещал их не публиковать, но в результате все же продал телевизионщикам. Он снимал Диану на видео, чтобы после разобрать ошибки ее речи, и не ожидал того, что разговор получится настолько откровенным.





В фильме Диана рассказала о том, что была влюблена в Чарльза, и в день их помолвки на вопрос журналиста о том, есть ли между ними чувства, не раздумывая ответила: «Да ». А принц произнес: «Можно и так сказать ». Ее тогда это очень обидело. А позже она убедилась в том, что ее муж всю жизнь любил другую женщину – Камиллу Паркер Боулз. Даже рождение сыновей не спасло этот брак. Когда Диана обратилась за советом к королеве, та сказала только: «Я не знаю, что тебе делать. Чарльз безнадежен ». Развод был неизбежен.





Она чувствовала себя изгоем при королевском дворе. «Меня отвергли, и потому я считала себя недостойной этой семьи. Я могла бы начать пить, но это было бы заметно, анорексию тем более заметили бы. Я решила выбрать то, что будет менее заметно: причинить вред себе, а не другим », – признается Диана. Какое-то время она страдала булимией, а потом начала заводить романы. Своему педагогу Диана рассказала о том, что самым большим потрясением в ее жизни стала гибель Барри Манаки – ее телохранителя, которого, по ее мнению, уволили и убили после того, как стало известно об их романе.





Журналист Михаил Озеров, беседовавший с принцессой Дианой за 3 дня до ее гибели, утверждал, что она ему заявила о своем намерении ехать в Париж, невзирая на реакцию Букингемского дворца, о желании строить жизнь так, как хочется ей, и добавила: «Не обращайте внимания на мой взрыв эмоций. В следующий раз я буду спокойнее. Или меня успокоят. Вряд ли мы с вами еще увидимся ».





Историк спецслужб Геннадий Соколов провел собственное расследование и пришел к выводу о том, что это была инсценировка несчастного случая, за которой стояли спецслужбы Великобритании. Свидетели утверждали, что в ночь происшествия видели в туннеле яркую вспышку, которая могла ослепить водителя, после чего он врезался в бетонную опору моста. Если бы Диана была пристегнута, у нее были бы шансы выжить, но ремни безопасности, по утверждению Соколова, были заблокированы. Почему-то именно в ту ночь в этом туннеле не работали видеокамеры. Сразу после гибели ее тело было забальзамировано – по мнению Соколова, для того, чтобы скрыть беременность Дианы от мусульманина Доди аль-Файеда, за которого она, предположительно, собиралась замуж. Поэтому у королевской семьи были причины желать ее гибели.





Египетский миллиардер Мохаммед аль-Файед также проводил собственное расследование, в ходе которого выяснилось, что принцесса Диана называла этот период своей жизни самым опасным и боялась того, что королевская семья захочет от нее избавиться. Мохаммед Аль-Файед уверен в том, что смерть его сына Доди и принцессы Дианы – спланированное убийство.





Версию о причастности к гибели Дианы королевской семьи и британских спецслужб никто так и не доказал. Со временем в этой загадочной истории появляется все больше вопросов, и до сих пор никто не может с уверенностью утверждать, была ли смерть принцессы Дианы трагической случайностью или результатом спланированного преступления.
жми :

Согласно недавно проведенным опросам общественного мнения, 50 процентов опрошенных британцев верят, что вокруг гибели принцессы Уэльской существуют какие-то тайны, какие-то недомолвки. Сегодня в Британии все настойчивее раздаются требования начать собственное официальное расследование обстоятельств гибели принцессы Уэльской. Модный журнал "Татлер", рассчитанный на респектабельную и состоятельную публику, ведет активную кампанию с требованием подобного расследования, публикуя соответствующие воззвания на журнальной обложке. Главный редактор этого журнала, как и его коллега из "Дейли миррор", убеждены, что дело о гибели едва ли не самой знаменитой женщины ХХ столетия, погибшей при загадочных обстоятельствах, должно и обязано стать предметом официального расследования в ее родной стране.

Почему они верят в заговор

Месяц назад опубликованная Полом Барреллом, бывшим дворецким и личным другом Дианы, книга "Королевский долг" (книга сенсационная "по определению") лишь подлила масла в огонь вновь разбушевавшейся в последнее время на Альбионе "дианомании". В одном из своих писем, впервые увидевшем свет с подачи Пола Баррелла, Диана за несколько месяцев до своей гибели высказала страшное предположение: она не умрет естественной смертью - ее концом станет автомобильная авария. "Я переживаю сегодня самую опасную фазу в моей жизни, - написала Диана. - Кто-то планирует аварию, которая случится с моим автомобилем..." Принцесса высказала предположение, что у ее машины откажут тормоза и она погибнет от полученных ранений головы. И эти тормоза откажут не случайно. Авария будет устроена для того, чтобы расчистить путь принцу Чарльзу к женитьбе на Камилле Паркер Боулз, его многолетней пассии. В своем письме Диана назвала имя предполагаемого ею заговорщика, но в публикации это имя замазано жирным черным...

Диана верила в заговор. Верил ли в него кто-то еще? Пол Баррелл, наперсник Дианы, человек, которому она поверяла свои самые сокровенные тайны (в завещании принцесса отписала дворецкому 50 тысяч фунтов стерлингов "за верную службу", а Ее Величество удостоила Баррелла за преданность Диане королевской награды) утверждает, что Диана не страдала паранойей, что все это на самом деле было правдой: "Конечно же, ее прослушивали, за ней следовали". В своем недавнем интервью Би-би-си Баррелл рассказал, что они с Дианой закатывали ковры в гостиной, пытаясь отыскать "жучки" подслушивающих устройств, и что Диана убрала висевшее у нее на стене зеркало после того, как один из бывших офицеров ее охраны предупредил принцессу о том, что существует "зеркальный метод" прослушивания того, за кем ведется наблюдение.

Выходит, за принцессой следовали чьи-то тени? Чьи? После гибели Дианы в арабских кругах муссировалась версия о том, что авария могла быть делом рук британских спецслужб, в чьи задачи входило любой ценой воспрепятствовать возможному браку матери наследников английского престола с сыном египетского торговца, иначе говоря, с парвеню. И хотя абсурдность подобной теории выдерживала конкуренцию разве что со шпионскими хитросплетениями "бондовок", желающие в нее верить находились.

Главным желающим был отец Доди, приятеля Дианы, погибшего вместе с ней в автомобильной аварии - Мухаммед аль-Файед, египетский миллиардер, владелец роскошного отеля "Ритц" в Париже и до недавнего времени собственник прославленного лондонского универмага "Хэрродз". "Я верю на 99, 9 процента, что это не был несчастный случай. Это был заговор, и я не успокоюсь, покуда не установлю подлинные причины случившегося. Я найду того, кто спровоцировал эту аварию", - пообещал аль-Файед в интервью британской газете "Миррор" полгода спустя после аварии. Отец, потерявший своего единственного сына, глубоко оскорбленный тем, что наследнику его многомиллионной империи в панихиде по Диане не нашлось даже самого скромного места, ибо никто из королевской семьи и родственников Дианы не выразил Мухаммеду своего соболезнования, аль-Файед стал вести интенсивнейшее следствие силами своих собственных детективов и, надо заметить, кое в чем преуспел. Об этом, однако, чуть позже.

"Я переживаю сегодня самую опасную фазу в моей жизни, - написала Диана. - Кто-то планирует аварию, которая случится с моим автомобилем..."

Можно ли между тем всерьез рассматривать аль-файедовскую версию заговора с учетом того пикантного обстоятельства, что богач-египтянин был исключительно заинтересованной во всем этом деле стороной: заинтересованной в браке своего сына с английской принцессой. Согласно клятвенным заверениям аль-Файеда, Доди и Диана были без пяти минут женаты. Мухаммед утверждал, что лично оплатил покупку обручального кольца из бриллиантов и изумрудов стоимостью в 150 тысяч фунтов стерлингов, которое Доди накануне аварии заказал у ювелира Альберто Репосси в Монте-Карло. Эта драгоценность входила в коллекцию обручальных колец, именуемых "Скажи мне да".

И Диана, по словам аль-Файеда-отца, сказала "да" на предложение его сына: Доди, позвонив отцу из отеля "Ритц", сообщил ему якобы сию радостную новость и объявил, что наденет кольцо на палец Дианы по приезде в его парижскую квартиру. "Она никогда не получала кольца! И в ее планы не входило выходить замуж за Доди". Это решительное заявление Пол Баррелл сделал пару недель назад в одном из своих телевизионных интервью. Знавший о Диане "все", ее бывший слуга рассказал, что принцесса шутила над тем, что уже получила от Доди в подарок колье и серьги. И однажды она спросила Пола: "А что делать, если я получу и кольцо?" И он ответил ей: "Надень его на правую руку". "Почему?" "Потому что на левой руке кольцо носят как знак любви, а на правой - как знак дружбы". Над этой "угрожающей перспективой" Додиного кольца, по словам Баррелла, они с Дианой вместе от души смеялись...

Загадочные происшествия в тоннеле Альма

Так было ли кольцо? И на какой палец намеревалась надеть его Диана? На этот вопрос доподлинно не ответит сегодня уже никто. Они с Доди так и не доехали туда, где, по словам аль-Файеда, их поджидал на сей раз уже его дворецкий с шампанским во льду, чтобы отпраздновать обручение, - не доехали до парижской квартиры Доди, завершив свой жизненный путь в груде искореженного металла под мостом Альма. Как все это произошло? Почему? И по чьей вине?

Как ни странно, на эти вопросы тоже нет ответа. Как ни странно, потому что следствие длилось целых два года, потому что в фокусе расследования находилась гибель той, чье имя было у всего мира на устах. Впрочем, странностей во всей этой трагической истории так много, что проще сказать - она из них состоит. К такому выводу подводит недавно обнародованное расследование репортеров британского телеканала "Чэннэл 5", заполучивших эксклюзивный доступ ко всем двадцати семи томам дела об аварии в тоннеле Альма. В этих доселе недосягаемых для публики и прессы документах британские журналисты обнаружили то, что искали, - недосказанности и противоречия, загадочные исчезновения свидетелей и улик.

Загадка первая: от чего именно скончалась принцесса? Доподлинно установлено, что двое из четырех ехавших в "Мерседесе" умерли практически мгновенно - Доди и француз-водитель Анри Поль. Телохранитель Дианы, Тревор Рис-Джонc, получив тяжелейшие ранения, выжил. Диана умерла в госпитале в 4 утра, через три с лишним часа после аварии. Согласно заключению врачей принцесса Уэльская скончалась в результате обширного внутреннего кровотечения, вызванного разрывом легочной артерии. Однако согласно предположениям известного американского хирурга-кардиолога Джона Очснера, если бы поврежденная в результате аварии артерия была разорвана, Диана скончалась бы мгновенно. Тот факт, что она жила, дает, по его словам, основания полагать, что разрыва не было - имело место лишь внутреннее кровотечение из поврежденных стенок. При подобного рода травмах спасение пациента зависит от быстроты оказания медицинской помощи, конкретнее: от скорости доставки на операционный стол. Между тем с места аварии Диану везли в госпиталь час двадцать минут. Именно столько времени понадобилось "скорой помощи", чтобы преодолеть всего лишь три мили, отделявшие госпиталь от тоннеля под мостом Альма. Врачи "скорой" объяснили это тем, что в пути им пришлось дважды останавливаться (второй раз - по сути на пороге госпиталя, в трехстах ярдах от него) из-за чрезвычайно низкого давления пострадавшей. Медлительность транспортировки принцессы была столь потрясающей, что к двум часам ночи, когда Диану все еще так и не доставили в больницу, стали проявлять обеспокоенность глава столичной полиции и министр внутренних дел Франции.

Французский врач, который случайно оказался на месте аварии и видел Диану еще не вызволенной из обломков разбившейся машины, заявил в своем недавнем интервью британскому телевидению, что принцесса, у которой не наблюдалось внешних признаков фатальных ранений, не производила впечатление пострадавшей, чье состояние рассматривается как критическое. И поэтому известие о том, что спустя несколько часов Диана скончалась, прозвучало для врача полнейшей неожиданностью.

Исчезнувший свидетель

Загадка вторая: исчезнувший свидетель. Исследования двадцати семи томов следственного дела показали, что практически никто из свидетелей не видел самой аварии, ибо находился в этот момент либо на въезде в тоннель, либо на выезде из него. Непосредственно следом за "Мерседесом" ехал только один человек. Его имя - Эрик Петэл. Именно он первым оказался у разбившейся машины и первым увидел пострадавшую пассажирку, уткнувшуюся головой в переднее сиденье, с каплями крови, сочившимися из уха и носа. Петэл отклонил ее назад и с ужасом узнал в раненой женщине принцессу Диану. Именно Петэл первым вызвал "скорую", после чего помчался в ближайший полицейский участок - трясущийся, потрясенный увиденным в тоннеле, кричащий "сделайте что-нибудь!". Однако полиция не стала регистрировать заявление свидетеля: вместо этого на Петэля надели... наручники и, затолкав в полицейскую машину, доставили в полицейское управление. В этом заведении некое высокопоставленное лицо, чьего имени Эрик Петэль не хочет называть, посоветовало ему "не заявлять о себе", что, по словам Петэля, прозвучало скорее не как совет, а как угроза. Полицейские заявили Петэлю, что авария "не могла произойти так, как он ее описал".

Как же именно? А именно: при полном отсутствии вблизи мчавшегося "Мерседеса" папарацци. Тех самых папарацци, семеро из которых были арестованы вслед за происшествием по обвинению в провоцировании аварии своим преследованием. Петэл возле разбившейся машины папарацци не видел, что, вероятно, сбивало с ног первоначальную версию полиции. Спустя тридцать шесть часов после аварии их "не увидела" и полиция: бедолаги-фотографы были отпущены на свободу, а преданная широкой огласке версия об их вине была резко сменена на другую пластинку. На сей раз виновным был назван водитель Анри Поль, пьяный "в дрезину".

Спецслужбы заметают след?

Анри Поль, заместитель главы службы безопасности отеля "Ритц", есть загадка номер три в этой истории. Причем загадка достаточно многомерная. Согласно свидетельству бывшего офицера британской разведки

МИ-6 Ричарда Томлинсона, Анри Поль был многолетним агентом МИ-6, поставляя ей информацию о том, что происходило в отеле. Однако спецслужбовские связи того, кто был в ту роковую ночь за рулем "Мерседеса", как и еще одного свидетеля этого происшествия, никогда не были должным образом исследованы и не были преданы гласности.

"Почему?", - задаются вопросом британские журналисты. Не потому ли, что в дела следствия вмешалась большая политика? Шитым белыми нитками выглядит и заключение следствия о том, что водитель был пьян. В крови Анри Поля, согласно заключению проведенной экспертизы, было обнаружено 1,74 грамма алкоголя (тройное превышение дозволенного во Франции лимита) и 20,7 % карбон моноксайда (carbon monoxide). Столь мощное насыщение крови карбон моноксайдом, как утверждают специалисты, делает поведение человека очевидно неадекватным - с потерей координации движений, путаной речью и непрерывной рвотой. Ничего похожего за Анри Полем перед тем, как он сел за руль, замечено не было. Последние два часа перед выездом он провел вместе с телохранителем Дианы Тревор Рис-Джонсом. Рис-Джонс, переживший аварию, не подтверждает опьянения Анри Поля. Между тем, имей он на сей счет хоть малейшие подозрения, отвечавший за безопасность принцессы охранник немедленно отстранил бы водителя от управления автомобилем. Кадры, запечатленные видеокамерой отеля "Ритц" за полчаса до выезда "Мерседеса", отчетливо показывают, как, присев завязать шнурок ботинка, Анри Поль по-спортивному легко поднялся и пошел твердой походкой абсолютно трезвого человека.

Запрос о проведении независимой патологоанатомической экспертизы, с которым обратилась к французской стороне семья Анри Поля, был отклонен без предъявления каких-либо оснований. Между тем четыре ведущих европейских патологоанатома, исследовавших с подачи аль-Файеда заключение своих французских коллег, обнаружили в нем 28 серьезных ошибок, ставящих, по их мнению, под сомнение все заключение в целом. В чем могла быть причина ошибок? Может быть, анализы погибшего водителя перепутали с анализами одного из тех двадцати двух умерших, чьи тела находились одновременно с ним в морге?

Управляемый водителем в состоянии "сильнейшего опьянения" (по первоначальной версии, в силу необходимости оторваться от наглого преследования папарацци) "Мерседес", увозящий Диану, мчался с бешеной скоростью в 121 милю (192 км) в час. Именно такое заключение стало достоянием общественного мнения.

Однако (загадка номер четыре!) финальное заключение, содержащееся в деле, гласит, что автомобиль шел со скоростью... 65 миль в час. Эту цифру не придали, однако, гласности.

Известно, что на въезде в тоннель Альма установлены камеры, отслеживающие скорость проходящих машин. В случае превышения скорости в 60 миль в час камера фотографирует автомобиль-нарушитель, с тем чтобы предъявить водителю основания для взимания штрафа. На подобных снимках четко видны лица сидящих в машине.

Почему не попал в объектив камеры "Мерседес" с принцессой? В официальном комментарии для прессы, сделанном в первые дни после аварии, было сказано, что камеры над тоннелем именно в это время не работали. Однако французский фотограф Патрик Шовел, проводивший собственное расследование, этот "несуществующий" снимок заполучил.

Передал его фотографу один из офицеров дорожной полиции, расследовавшей ДТП с "Мерседесом". На этом снимке четко видны лица всех пассажиров, включая Диану.

Загадка номер пять: почему отчет транспортной полиции, работавшей на месте аварии, не был включен в официальное заключение следствия? Может быть, потому же, почему само место происшествия было тщательно вымыто уборочными машинами в ту же самую ночь еще перед рассветом? А сам тоннель уже в семь часов утра был открыт для движения?

"Что же означала столь экстренная уборка в тоннеле? - задаются вопросом британские исследователи. - Не было ли это попыткой "смыть" следы улик?"

Куда пропали вещи Доди

Еще одна загадка: куда исчезли личные вещи Доди? После аварии при нем не было обнаружено ни документов, ни мобильного телефона, ни сигарет, ни зажигалки. Лишь одна тысяча франков. Зато, как подтвердил один из высокорангированных французских полицейских, в салоне "Мерседеса" были обнаружены наркотики... Еще одно непонятное обстоятельство: в одном из 27 томов дела обнаружена фотография "Мерседеса", на которой видны все его пассажиры. Фотография, сделанная, как полагают, буквально перед самой аварией, в тоннеле. Сделанная кем-то, следовавшим впереди "Мерседеса". Кем?

И, наконец, загадка широко известная: так никогда и не обнаруженный белый "Фиат уно", бывший долгое время на подозрении у французских следователей. Тот самый "Фиат", который, якобы, мог стать причиной аварии в тоннеле. Интенсивно разыскиваемый в районе Парижа французской полицией этот "Фиат" так никогда и не всплыл на поверхность. Зато обнаружить автомобиль, вероятно и являвшийся тем самым "уно", удалось детективам Мухаммеда аль-Файеда. Найденная ими машина имела разбитую и затем замененную заднюю фару и принадлежала - папарацци. И не просто папарацци, но персоне весьма заметной и, бери выше, - загадочной. Имя этой персоны - Джеймс Андансон. Человек с политическими связями высшего уровня, бывший в свое время официальным фотографом одного из французских премьер-министров и также, как и Анри Поль, являвшийся осведомителем МИ-6. Французская секретная полиция располагает сведениями, что Андансон был в ту роковую ночь в тоннеле Альма и фотографировал разбившийся "Мерседес".

Высокопоставленный офицер французской секретной полиции, чью личность "Чэннэл 5" не раскрывает, высказывает в беседе с британскими тележурналистами предположение, что Андансон работал скорее всего не в одиночку, что им, вероятно, манипулировали спецслужбы, для которых француз-фотограф мог поставлять компромат на интересующих разведку VIP-персон.

Впрочем, это всего лишь гипотеза, доказательств сему нет. И, вероятно, уже не будет: в июне 2000 года Джеймс Андансон покончил с собой при весьма загадочных обстоятельствах - поджег себя в собственном автомобиле, не оставив предсмертной записки. Вся эта детективно закрученная передряга с фотографом Андансоном также не нашла отражения в деле по расследованию гибели Дианы.

Телохранитель ничего не помнит

И, наконец, последнее. Выживший после аварии телохранитель Дианы, долгие месяцы страдавший посттравматической амнезией, не внес принципиальной ясности в дело следствия: несмотря на кропотливую работу психиатров с тяжело пострадавшим в аварии бывшим военнослужащим, память о происшедшем в ту страшную ночь срабатывала у Рис-Джонса лишь фрагментарными вспышками. Так, он вспомнил, что после удара машины о бетонный пилон он и Диана находились в сознании. В своем интервью британской "Миррор" Рис-Джонс сказал, что помнит, как с заднего сиденья доносились сначала стоны, а потом голос, звавший Доди. Он помнит, что папарацци следовали за ними после выезда из отеля. Но больше не помнит, по сути, ничего...

Будет ли у сего детектива продолжение? Сказать что- либо определенное было бы явно опрометчиво. В августе этого года британский королевский коронер пообещал назвать дату начала собственного расследования. Однако очень скоро последовало опровержение, мотивированное тем, что предпринимать подобное расследование пока еще преждевременно. А раз так, то для тех, кому выводы французского следствия представляются не достаточно убедительными, подлинные причины катастрофы в тоннеле Альма продолжают оставаться загадкой.

Народная принцесса, третья из ста в списке величайших британцев в истории - принцесса Диана - пользовалась безграничной любовью подданных. Ее боготворили, ей завидовали, ведь сценарий ее жизни напоминал сказку: добрая и красивая девушка вышла замуж за настоящего принца и поселилась с ним во дворце... Только вот жить долго и счастливо у героев реальной сказки не получилось. История была идеальной только со стороны, а закончилась и вовсе гибелью той, кому симпатизировали в этой паре больше всего.

Диана погибла в автокатастрофе 31 августа 1997 года в Париже, и в этом году по случаю 20-й годовщины трагического события о принцессе вспоминают с особым трепетом. Мы подготовили материал о версиях случившегося, появлявшихся в разное время и будораживших умы поклонников принцессы. А подробнее узнать о жизни и гибели королевы сердец можно из нового документального фильма "Принцесса Диана: трагедия или заговор", который будет показан с 29 по 31 августа в 22:00 на телеканале TLC.

Мезальянс и адюльтер - эти два слова неотступно преследовали Чарльза и Диану в течение всей их семейной жизни. По свидетельствам современников, мисс Спенсер, несмотря на благородное происхождение, не отличалась блестящим умом и была довольно поспешна в своих решениях, одно из которых позже полностью изменило ее судьбу. Впервые Диана встретила Чарльза за 20 лет до своей смерти: в 1977 году он приехал на охоту в родовое поместье Спенсеров Элторп-хаус по приглашению ее отца. Принц уже имел славу сердцееда, но Диане было всего 16 и Чарльза она не заинтересовала, да ей и самой было не до романов: будущая принцесса готовилась к поступлению в колледж.

Принцесса Диана, 1980 год

Брак 19-летней любительницы бульварных романов и зрелого мужчины 33-х лет, увлеченного другой женщиной, был изначально обречен на провал: за идеальным глянцевым фасадом скрывались попытки суицида, взаимные измены, истерики и пищевые расстройства, о которых станет известно только спустя годы. Диана называла свой брак "многолюдным", подразумевая любовь мужа к Камилле Паркер-Боулз , впоследствии все же ставшей его второй женой. Именно измены сторонники "теории заговора" называют причиной гибели принцессы: биографы свидетельствуют, что Диана изменяла мужу не менее десяти раз и королевская семья ей этого не простила.

Авария - всего лишь инсценировка

31 августа 1997 года, когда "Мерседес" леди Ди врезался в опору тоннеля Альма в Париже, камеры там не работали, хотя на остальных дорогах города техника была исправна. Это лишь одна из многих загадок и странностей, связанных с гибелью водителя Анри Поля, Дианы и ее возлюбленного Доди Аль-Файеда, которого пресса до сих пор неловко называет "другом". По одной из версий, сесть за руль должен был личный телохранитель египетского продюсера Кен Уингфилд, а вовсе не Анри Поль, начальник службы безопасности отеля "Ритц", где влюбленные провели вместе последний вечер жизни. Побыть наедине Доди и Диане не удалось - пару осаждала толпа папарацци, и Поль разогнал машину втрое сильнее, чем это разрешено при проезде по тоннелю, чтобы оторваться от назойливых репортеров на мотоциклах.

Водитель не справился с управлением из-за сложной дорожной ситуации - такая версия выглядит гораздо правдоподобнее множества загадок, связанных с аварией, но немалое количество людей считает, что все произошедшее в ту ночь на набережной Сены - не более чем инсценировка. Таким образом влюбленные решили просто раз и навсегда избежать внимания незнакомцев к личной жизни, которого на их долю перепало с лихвой. Все это, может, и могло бы звучать правдоподобно, если не учитывать личного расследования отца Доди - Мохаммеда Аль-Файеда, который до сих пор безуспешно пытается выяснить, как погиб его сын.

Доди Аль-Файед и принцесса Диана

Виноват водитель

Водитель Анри Поль до аварии был никому не известен. Но после случившегося нашлись те, кто назвал его пешкой в игре сильных мира сего, агентом МИ-6, подстроившим аварию, наркоманом, принявшим лошадиную дозу антидепрессантов, и пьяницей, который сел за руль, выпив не меньше трех бутылок вина. Поля считали виновником аварии и проклинали за смерть народной любимицы, пока не выяснилось, что занимавшийся расследованием дела начальник французских следователей Жак Мюлес от усталости перепутал пробирки с кровью в лаборатории. Кроме того, люди, знавшие Анри, отрицали и пьянство, и наркоманию - хотя судьи не сочли это доказательством невиновности водителя, как и признание Мюлеса в подмене.

Автомобиль Дианы после аварии

Солдат N

Диана погибла в аварии на набережной Сены неслучайно - ее убили, и не кто-нибудь, а британские спецслужбы. Такая сенсационная версия причины смерти леди Ди всколыхнула мировые СМИ спустя 16 лет после трагедии. Некий военный, которого в прессе называли Солдатом N, попал под суд за незаконное хранение оружия, о чем присяжным охотно рассказала его бывшая жена. Поведала она и о том, что экс-супруг не раз рассказывал их дочери о том, что Диану убили по плану SAS - Специальной воздушной службы Великобритании, и он сам в этом участвовал.

Корона никак не отреагировала и комментариев не дала, хотя эту версию выдвигали и другие люди - в том числе бывший разведчик МИ-6 Ричард Томплисон. В своей скандальной автобиографической книге он заявил, что авария, погубившая Диану, происходила абсолютно по тому же сценарию, что и план покушения на югославского президента Слободана Милошевича в 1992 году. Кстати, версия с Солдатом N фигурирует и в фильме "Незаконное убийство" британского режиссера Кита Аллена, после показа которого на Каннском кинофестивале разразился очередной скандал, но тайна гибели Дианы так и не была раскрыта.

Призрачный гонщик

Одна из главных загадок в истории, произошедшей той ночью в Париже, - белый "Фиат Уно", который якобы видели на месте гибели Дианы за пару минут до аварии. Версии выдвигаются разные: это мог быть и неизвестный агент британской разведки, подстроивший трагическое дорожное происшествие, и знаменитый парижский папарацци Джеймс Андансон, который отслеживал Диану и Доди еще в "Ритце". У фотографа и правда был белый "Фиат", но его жена заявила, что в ту ночь Джеймс оставил машину дома. На месте аварии нашли осколки разбитого поворотника и белую краску с корпуса машины, но после масштабной проверки не удалось найти ни одного белого "Фиата" с похожими повреждениями.

Не удалось выяснить также ни причин спешного вылета Андансона из Франции на Корсику еще до того, как леди Ди умерла в больнице Сальпетриер, ни причин его дальнейшей гибели. Через некоторое время после аварии в Париже Андансона обнаружили в Пиренеях сидящим в машине с огнестрельной раной в голове, а все его рабочие пленки и заметки исчезли из агентства, на которое он работал. Что его погубило, точно неизвестно до сих пор - предполагали, что фотограф покончил жизнь самоубийством, но рядом с ним не было найдено никакого орудия, которое бы подтвердило эту версию.

Принцесса Диана и Доди Аль-Файед

Приказ королевской семьи

Второй Дианы в семье Виндзоров не будет - по крайней мере, до тех пор, пока жива Елизавета II. Говорят, она лично выбирает имена для всех наследников семейства, и в частности не одобрила желание внука, принца Уильяма, назвать в честь мамы свою будущую дочь. Королева недвусмысленно заявила Уильяму и Кейт Миддлтон, что одной леди Ди Англии достаточно, и в итоге юная принцесса стала Шарлоттой Елизаветой, а Диана - это лишь ее третье имя, которое упоминают очень редко. Неприязнь королевы с точки зрения сохранения статус-кво монархии оправдана: никто в современной истории не вызвал столько скандалов вокруг Кенсингтонского дворца, как Диана Уэльская.

Ее конфликт с Чарльзом, вначале скрытый за дверями Кенсингтонского дворца, за 15 лет совместной жизни превратился в открытую всему миру битву. Диана рассказывала репортерам о своем неудачном браке, а Чарльз в своих интервью обещал никогда не оставлять Камиллу. После публикации мемуаров бывшего дворецкого леди Ди Пола Баррелла раскидистые рога над головой принца замаячили особенно отчетливо: журналисты один за другим начали писать, что Гарри может быть сыном не Чарльза, а рыжего жокея Джеймса Хьюитта, с которым Диана тоже крутила роман. Это не доказано, но зато точно известно, что Елизавета и Филипп были очень злы на невестку и за эту историю, и за другие ее похождения, которые Диана даже не старалась скрывать, и уж точно не хотели даже косвенно породниться с египтянами, несмотря на их безупречную репутацию и многомиллиардное состояние.

Принцесса Диана и Джеймс Хьюитт

Мохаммед Аль-Файед называет отношение королевской семьи к своему сыну Доди расизмом и ханжеством. По его словам, они не хотели даже представлять, что выходец из Египта, к тому же мусульманин, может стать своего рода отчимом для наследников престола, не говоря уже о том, что у принцев мог бы появиться приемный брат или сестра. Именно возможную беременность Дианы называют еще одной причиной ее гибели: Виндзоры якобы не могли допустить такого и привлекли к делу британскую разведку, чтобы убить беременную невестку чужими руками.

Что бы ни послужило в действительности причиной гибели Дианы, Доди Аль-Файеда и Анри Поля, эта авария вошла в мировую историю, как и вся жизнь принцессы Уэльской - женщины, которая всего лишь искала любовь, как и все остальные. Второй такой в королевской семье действительно не будет: за похоронами Дианы в прямом эфире следили 2,5 миллиарда человек, еще 3 миллиона, рыдая, слушали пение Элтона Джона и шли за гробом по улицам Лондона. К дворцу принесли столько цветов, что их пришлось раздать в больницы и дома престарелых - королева сердец, которая всю жизнь занималась благотворительностью, и после смерти сделала подданным прощальный подарок.