Вице-адмирал из Буда-Кошелёво: Валентин Петрович Дрозд. Валентин Петрович Дрозд: биография




Родился в 1906 году в городе Буда-Кошелёво Могилёвской области.

Участник гражданской войны в Испании.

В 1938-1940 годах командовал Северным флотом СССР.

С 1940 года - начальник Черноморского высшего военно-морского училища.

В начале Великой Отечественной войны служил в должности командира отряда легких сил, позже эскадры кораблей Балтийского флота. В 1941 году руководил боевыми действиями кораблей в Ирбенском проливе, обороне Моозунда. В конце августа 1941 года руководил операцией по прорыву сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт . К месту назначения прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна.по выводу эскадры Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Участник эвакуации с полуострова Ханко и обороны Ленинграда.

29 января 1943 года вице-адмирал Дрозд погиб во время артиллерийского обстрела на ледовой трассе под Кронштадтом, его автомобиль провалился под лед и адмирал утонул. Похоронен в Александро-Невской лавре в Ленинграде.

Память

Еще в годы войны, его именем был назван эсминец проекта 7У. После войны его имя носил большой противолодочный корабль.

Награды

  • два ордена Красного знамениОрден Ленина (1937г), Медаль 20 лет РККА (1938г)

Валентин Петрович Дрозд (белор. Валянцін Пятровіч Дрозд ; 3 (16) сентября (19060916 ) - 29 января ) - советский военачальник, вице-адмирал (1941 год).

Биография

В начале Великой Отечественной войны служил в должности командира отряда легких сил, позже эскадры кораблей Балтийского флота . В 1941 году руководил боевыми действиями кораблей в Ирбенском проливе , обороне Моозунда . В конце августа 1941 года руководил отрядом главных сил при эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт . К месту назначения прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна.по выводу эскадры Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Участник эвакуации с полуострова Ханко и обороны Ленинграда.

29 января 1943 года вице-адмирал Дрозд погиб во время артиллерийского обстрела на ледовой трассе под Кронштадтом, его автомобиль провалился под лёд, и адмирал утонул. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Память

Еще в годы войны, его именем был назван эсминец проекта 7У. После войны его имя носил большой противолодочный корабль.

В Буда-Кошелёве его именем названа улица, установлен памятник.

Награды

Напишите отзыв о статье "Дрозд, Валентин Петрович"

Примечания

Ссылки

  • Список флагманов 2-го ранга, флагманов 1-го ранга, флагманов флота 2-го ранга, флагманов флота 1-го ранга, МС РККА СССР (1935-1940)
  • Список адмиралов, вице-адмиралов, контр-адмиралов, ВМФ СССР (1940-1945)

Отрывок, характеризующий Дрозд, Валентин Петрович

Видно было, как по скатам дымки ружей как будто бегали, догоняя друг друга, и как дымы орудий клубились, расплывались и сливались одни с другими. Видны были, по блеску штыков между дымом, двигавшиеся массы пехоты и узкие полосы артиллерии с зелеными ящиками.
Ростов на пригорке остановил на минуту лошадь, чтобы рассмотреть то, что делалось; но как он ни напрягал внимание, он ничего не мог ни понять, ни разобрать из того, что делалось: двигались там в дыму какие то люди, двигались и спереди и сзади какие то холсты войск; но зачем? кто? куда? нельзя было понять. Вид этот и звуки эти не только не возбуждали в нем какого нибудь унылого или робкого чувства, но, напротив, придавали ему энергии и решительности.
«Ну, еще, еще наддай!» – обращался он мысленно к этим звукам и опять пускался скакать по линии, всё дальше и дальше проникая в область войск, уже вступивших в дело.
«Уж как это там будет, не знаю, а всё будет хорошо!» думал Ростов.
Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.

Вооружение

Однотипные корабли

С 14 по 27 мая 1970 года отряд нанёс визит в порт Сьенфуэгос (Куба), где советские корабли пополнили запас топлива и продовольствия.

27 июня 1970 года советский отряд боевых кораблей завершил боевую службу, возвратившись в базу. Всего за этот поход было пройдено 18270 миль.

С 13 января по 28 апреля 1971 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» совместно с эсминцем «Скромный» выполняли задачи БС в Северной Атлантике, Мексиканском заливе, Карибском и Средиземном морях. С 9 по 25 февраля 1971 года отряд осуществил деловые заходы в порты Гавана и Сьенфуэгос (Куба). При осуществлении разведки к северо-востоку от Ирландии 13 апреля «Вице-адмирал Дрозд» и «Скромный» обнаружили иностранную подводную лодку и поддерживали с ней контакт в течение 8 часов 45 минут. На БПК впервые выполнял задачи боевой службы корабельный вертолёт Ка-25 . Корабли успешно осуществили слежение за объединённой эскадрой НАТО в районе Фарерские острова – Берген и приняли участие в обеспечении опытового учения «Орбита».

14 декабря 1971 года БПК вышел на свою очередную боевую службу в центральную Атлантику; на этот раз корабль должен был выполнять задачи в одиночном плавании.

С 24 февраля 1972 года вертолётчики «Вице-адмирала Дрозда» принимали участие в спасении экипажа аварийной подводной лодки К-19 , в отсеках которой возник пожар на глубине в 120 м. Атомной подводной лодке удалось всплыть и подать сигнал бедствия, но шторм в 7 баллов не позволял другим кораблям оказать помощь аварийной лодке и даже просто взять её на буксир. Учитывая обстоятельства, для эвакуации людей с подлодки решили применить вертолёты, которым пришлось работать на режиме висения.

Вертолёт Ка-25Ц в полёте

Первым к месту аварии подошёл БПК «Вице-адмирал Дрозд», позже к нему присоединился противолодочный крейсер «Ленинград» , БПК «Кронштадт» и другие корабли. Вертолёт-целеуказатель Ка-25Ц с «Вице-адмирала Дрозда» не был предназначен для спасательных работ, поэтому с вертолёта сняли около 600 кг аппаратуры, установили блоки и фалы; штатная лебёдка в конструкции не предусматривалась, поэтому подъём людей и грузов на вертолёт осуществляли с помощью талей вручную. Шторм превосходил расчётные условия эксплуатации винтокрылых машин с корабля - вода заливала площадку и ангар, а для взлётов и посадок Ка-25Ц на корабль матросам приходилось удерживать вертолёт руками; тем не менее, даже в этих условиях экипажи лётчиков майора А. А. Крайнова и старшего лейтенанта В. С. Молодкина за несколько рейсов смогли эвакуировать на БПК 70 человек, а также ряд грузов. За выполнение этого задания вся авиагруппа БПК «Вице-адмирал Дрозд» была награждена орденами и медалями. В целом операция по спасению атомного ракетоносца завершилась успешно .

24 марта 1972 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» вернулся в базу, завершая боевую службу. Проведя свыше двух месяцев в океане, корабль прошёл за это время 16616 миль.

БПК «Вице-адмирал Дрозд» после модернизации, февраль 1976 года

В период с 1974 года по 8 апреля 1975 года БПК проходил в Ленинграде капитальный ремонт с модернизацией.

С 1 июня по 1 декабря 1975 года отряд боевых кораблей в составе БПК «Адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд», «Адмирал Исаков» и «Огневой» под командованием начальника штаба 7-й ОПЭСК капитана 1 ранга П. П. Гусева выполнял задачи боевой службы в Средиземном море и Центральной Атлантике. Корабли прошли 29000 миль.

В период со 2 января по 4 июля 1976 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» совместно с БПК «Смышлёный» и эсминцем «Московский комсомолец» выполняли задачи боевой службы в Центральной Атлантике и Средиземном море, а также приняли участие в учениях «Крым-76». За время похода пройдено 26517 миль, осуществлены деловые визиты в порты Аннаба (Алжир), Александрия (Египет) и Тартус (Сирия).

По итогам боевой подготовки 1976 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» был награждён переходящим Красным знаменем Военного совета СФ и объявлен «лучшим надводным кораблём Северного флота».

В августе 1977 года, вместе с остальными тремя кораблями своего типа , «Вице-адмирал Дрозд» был официально переклассифицирован из БПК в ракетные крейсера .

Со 2 сентября по 2 октября 1977 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» успешно выполнил задачи разведки и слежения за ОВМС НАТО во время учений Strong Express .

С 1 октября 1981 года по 7 июня 1984 года корабль во второй раз за время службы проходил капремонт на заводе-строителе в Ленинграде.

15 января 1985 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» вышел на боевую службу в Средиземное море во главе отряда боевых кораблей, в который входили БПК «Маршал Тимошенко» и «Стройный» , а также эсминцы «Современный» и «Отчаянный» . Свой флаг на крейсере поднял командир 56-й бригады эсминцев капитан 1 ранга И. Н. Хмельнов.

Техническое состояние крейсера, несмотря на завершённый в предыдущем году ремонт, не соответствовало кораблю постоянной готовности, а экипаж был собран с других кораблей и перед океанским походом не прошёл должного слаживания. В районе Северного моря отряд вошел в полосу шторма и низкой температуры воздуха. На флагманском корабле стали выходить из строя котлы из-за прогорания котельных трубок, периодически останавливались вспомогательные механизмы; «Вице-адмирал Дрозд» шёл со скоростью в 6 узлов - фактически на грани управляемости. При подходе к северной части Великобритании на крейсере сели все четыре котла, потеряв пар, так что корабль был вынужден лечь в дрейф. На протяжении суток механики «Вице-адмирала Дрозда» ремонтировали котлы, заглушая вышедшие из строя трубки. В это время вокруг крейсера было организовано радиальное маневрирование кораблей отряда, а на мачтах были подняты флажные сигналы о начале тактического учения. Несколько раз вертолётом доставляли на аварийный корабль необходимые запасные части. Упрощало задачу то, что погода немного успокоилась и стало теплее, так что растаял намёрзший на палубе лёд. По истечении суток крейсер снова дал ход, и советский ордер возобновил движение на юг.

С 9 по 13 мая 1985 года РКР «Вице-адмирал Дрозд» и БПК «Маршал Тимошенко» посетили порт Дубровник (Югославия).

5 июня 1985 года «Вице-адмирал Дрозд» завершил очередную боевую службу, вернувшись в Североморск.

20 января 1986 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» вновь вышел на боевую службу в Средиземное море во главе отряда боевых кораблей. Помимо флагманского крейсера, отряд включал в себя эсминец «Отличный» , БПК «Маршал Василевский» , «Огневой» и «Смышлёный» , а также СКР «Разительный» . Свой флаг на «Вице-адмирале Дрозде» поднял командир 120-й бригады ракетных кораблей, капитан 1 ранга А. С. Ковальчук.

В середине февраля 1986 года «Вице-адмирал Дрозд» посетил с деловым заходом порт Тобрук (Ливия).

На весну 1986 года пришлось очередное обострение международной обстановки вокруг залива Сидра. Этот залив, где располагались ливийские нефтяные платформы, глава революционного правительства Ливии Муаммар Каддафи ещё в 1973 году объявил своими территориальными водами. США отказались признать притязания ливийцев и почти ежегодно устраивали провокации, проводя учения флота и полёты палубной авиации вблизи от спорной акватории. Для прикрытия залива Сидра с воздуха в начале 1986 года Ливия начала развёртывание полученного из СССР дальнобойного комплекса ПВО С-200. Узнав об этом, американцы спланировали операцию «Огонь в прерии» (англ. Prairie fire ) для выявления возможностей и рабочих частот нового ЗРК. В операции ведущая роль отводилась палубной авиации с авианосцев Saratoga , America и Coral Sea .

С утра 24 марта 1986 года пара истребителей F-14 Tomcat с авианосца America демонстративно пересекла так называемую «Линию смерти» (араб. «Хат-аль-моут»), южнее которой лежали уже спорные воды. Ливия ответила пуском дальнобойных ракет комплекса С-200 с дистанции 115 км . В течение дня 24 марта и утром 25 марта напряжённость сохранялась: американцы обстреляли новейшими ракетами HARM станции наведения ливийских комплексов ПВО, повредив одну из приёмопередающих кабин, ливийцы же выдвинули навстречу американскому соединению свои корветы и ракетные катера, которые были атакованы палубной авиацией США. В ходе этой атаки был потоплен корвет ВМС Ливии Ean Zaquit .

Ракетный крейсер «Вице-Адмирал Дрозд» в море, 1986 год

Действующие в Средиземном море корабли советского ВМФ отслеживали перемещение кораблей США, передавая данные слежения также дружественной Ливии. Крейсер «Вице-адмирал Дрозд» выполнял непосредственное сопровождение авианосца «Корал Си» на дальности действия главного ракетного комплекса, в готовности к нанесению по американскому кораблю ракетного удара в случае получения приказа. Экипаж вертолёта-целеуказателя Ка-25Ц (командир - майор С. Н. Зобов, штурман - капитан А. В. Широкий) с крейсера обнаружил авианосную группу 6-го флота США в главе с многоцелевым авианосцем America на удалении около 200 км от своего корабля и дистанции до цели около 320 км. Вертолёт передавал целеуказание советскому отряду с помощью МРСЦ «Успех», работая в условиях реального противодействия противника .

Средства ПВО советских кораблей, в том числе и «Вице-адмирала Дрозда», всё время конфликта находились в постоянной готовности, работая в максимально приближённых к боевым условиях. Каждая воздушная цель сопровождалась, данные об обстановке постоянно шли в штаб 5-й оперативной эскадры и главный штаб ВМФ. К вечеру 25 марта 1986 года Шестой флот США прекратил провоцировать ливийцев и отошёл от спорной акватории, что дало советским кораблям в Средиземном море передышку.

Относительное спокойствие длилось недолго: уже 5 апреля 1986 года на дискотеке «Ля Белль» в Западном Берлине произошёл взрыв, ответственность за который США возложили на Ливию. Под этим предлогом в кратчайшие сроки был спланирован «удар возмездия» по ливийским городам Триполи и Бенгази, операция получила название «Каньон Эльдорадо» (англ. El Dorado Canyon ). На этот раз были задействованы только два авианосца - America и Coral Sea , поскольку «Саратогу» вскоре после мартовских налётов вывели из Средиземного моря. Уменьшение палубной группировки планировалось компенсировать привлечением бомбардировщиков ВВС с наземных баз.

Приготовления ВМС США к новому нападению на Ливию не остались незамеченными со стороны кораблей 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР, которые вновь привели в боевую готовность. В ночь на 15 апреля 1986 года палубная авиация с развёрнутых в Средиземном море авианосцев США была поднята для массированного удара; палубные штурмовики поддерживались бомбардировщиками F-111, вылетевшими с американских баз в Англии. Учитывая опыт мартовских налётов на Ливию, американцы применили новый тактический приём: непосредственно перед ударными самолётами шли запущенные с кораблей 6-го флота беспилотные аппараты, вскрывавшие ливийскую ПВО и вызывавшие огонь на себя. Несмотря на то, что американская воздушная группировка была своевременно обнаружена советскими кораблями, передававшими сведения о воздушной обстановке в ливийские штабы, ПВО Ливийской Арабской Джамахирии не воспользовалась этой информацией должным образом. Недостаточно продуманная ливийцами организация ПВО, а также многочисленность и хорошее обеспечение атакующей группировки силами ДРЛО и РЭБ позволила американским самолётам почти безнаказанно отбомбиться по своим целям, вызвав разрушения и жертвы в ливийских городах. Последствия американского налёта на Ливию могли наблюдать моряки с крейсера «Вице-адмирал Дрозд», который во второй половине апреля нанёс визит в Триполи.

С 24 по 28 марта 1987 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» принял участие в крупных командно-штабных учениях Северного флота совместно с другими кораблями атлантической эскадры: атомным ракетным крейсером «Киров» , ракетным крейсером

За 15 лет офицерской службы наш земляк поучаствовал в трех войнах, вырос от командира боевой части корабля до командующего флотом, закончил службу в звании вице-адмирала. Родился, воспитывался и мужал Валентин Петрович Дрозд не в местности, расположенной где-то вблизи моря или океана, а на маленькой железнодорожной станции Буда-Кошелёвская (ныне Гомельской обл.). Но когда в 1925 году ему исполнилось 19 лет, он подал заявление в одно из старейших военно-морских учебных заведений России – ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе (имя присвоено в 1926 году). История училища начинается со Школы математических и навигационных наук, созданной в 1701 году Петром I). В разные периоды в ее аудиториях обучались прославленные флотоводцы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Н.С.Нахимов, первые российские кругосветные мореплаватели и первопроходцы-открыватели новых путей в океанских просторах, островов, проливов И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, Г.И.Невельской, выдающиеся ученые и кораблестроители Л.Н.Крылов, А.А.Попов и другие. Учиться в училище всегда было престижно, но и попасть, в него считалось невероятно трудно. Мало того, что требовались твердые звания по общеобразовательным дисциплинам, но также отменное здоровье, соответствующее специфике морской службы. Валентин не испугался, решил испытать судьбу в достижении своей мечты, сдал все положенные экзамены и прошел по конкурсу. Три года учебы, включая летною практику по судовождению, освоению морской техники и оснащению портовых баз стоянки, береговых укреплений, закончились успешно. После окончания училища Валентин 5 лет служил на Балтийском флоте, осваивая командные должности. Больше других ему пришлись по душе эсминцы, с которыми у него впоследствии оказалась связанной большая часть флотской жизни. Эсминец (эскадренный миноносец) по объему решаемых задач и боевым возможностям является наиболее универсальным боевым кораблем. Он предназначается для уничтожения подводных лодок и надводных судов, для обеспечения высадки морских десантов, для огневой поддержки войск на побережье и для других целей. Вооружен: 2-4 орудиями до 130 мм, торпедными аппаратами, минами, противолодочными глубинными бомбами и другими комплексами. Может развивать скорость до 38-40 узлов (70-74 км/час). В 27 лет Дрозду доверили самостоятельный участок службы: он становится командиром эсминца. Было оказано большое доверие, но и ответственность немалая. Круг обязанностей любого строевого командира очень широк, а особенно на море при автономном плавании. Он обязан, кроме профессиональных, иметь, и специальные знания, должен заботиться об организации поддержания постоянной боевой готовности и дисциплины, о воспитании и обучении подчиненных ему начальников, специалистов механиков, артиллеристов, минеров, связистов, зенитчиков и т.д. Дела у Валентна Петровича шли довольно хорошо, экипаж эсминца значился в передовых, и в марте 1935 года Дрозда выдвинули на повышение, назначив старшим помощником командира линкора. Линейный корабль назывался «Марат», его знал весь Советский Союз, и народ гордился им. Он обладал мощной артиллерией и могучей броней, предназначался для уничтожения надводных кораблей любых типов в морском бою и для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. Линкоры в Великой Отечественной войне имели вооружение: от 28 до 32 орудий калибра 100- 152мм, 280-460 мм, до 140 зенитных орудий. Толщина брони достигала 483 мм, а скорость до 33 узлов (61 км/час). Экипаж составлял около 2000 человек. В 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж против законного республиканского правительства. Под видом помощи испанским фашистам Германия и Италия ввели свои войска в Испанию. В.П.Дрозд изъявил желание добровольно отправиться помогать испанским патриотам и в ноябре 1936 года прибыл на военно-морскую базу в Картахену. Советский доброволец был определен советником на флотилию эсминцев, которой командовал молодой офицер, совсем недавно выдвинутый на столь ответственный пост, - андалузец Висенте Рамирес. Только в посольстве СССР да близкие товарищи Валентина Петровича Дрозда знали его настоящую фамилию, а для остальных он был Доном Рамоном. По отзывам республиканцев, Дон Рамон характеризовался всесторонне положительно, считался умным, знающим свое дело специалистом, способным на мужественные и решительные поступки. Подобная аттестация добывалась в экстремальных условиях боевых действий. Что касается юного командующего флотилией Рамиреса, то он дорожил Рамоном, считал его своим лучшим другом. Они почти никогда не расставались, были вместе в походе и бою, на отдыхе и при подготовке операции. Экипажи эсминцев сражались без устали, нанося ощутимые удары по судам, береговым базам и позициям мятежников. На флагманском эсминце «Антекера» Дон Рамон не раз участвовал в бою с вражескими кораблями. Случалось, встречался лицом клипу и с немецкими крейсерами, уклонявшимися от сближения, но ведшими активную разведку в интересах франкистов. Дрозд, как и остальные советские добровольцы, делал все возможное для победы, а иногда казалось, что и выше предела человеческих сил. Однако «советико» (советские специалисты) было немного, и не они решали исход войны. Героическая борьба испанского народа продолжалась до 1939 г. и закончилась поражением республиканцев. В 1937 г. некоторых военных советников отозвали в Москву, Дон Рамон вновь получил документы на свое собственное имя. В.П.Дрозда назначили командиром бригады (тактическое соединение кораблей одного класса) эсминцев Балтийского флота. Боевой опыт, полученный в жарких схватках с фашистами, он использовал в боевой подготовке балтийцев. Комбриг не считался со временем и учил подчиненных тому, с чем может встретиться моряк в будущей войне. А она оказалась не такой уж далекой. Прошло всего около года, и в мае 1938 г. Дрозду доверили возглавить Северный флот. Это уже было оперативно-стратегическое объединение Военно-Морских Сил СССР, хотя тогда Северный флот был меньшим по составу, чем Тихоокеанский или Балтийский. Если учесть, что Северный флот начал свою летопись с июня 1933 года, то не трудно представить всю сложность руководства им новому командующему. Нелегко было поддерживать постоянную готовность флота к немедленному выходу для выполнения боевых задач в условиях Крайнего Севера и Заполярья. Многие объекты еще строились, кое-что только проектировалось, а особо суровый климат увеличивал затруднения в решении любого вопроса. Командующему приходилось для скорейшего выполнения плана ввода в эксплуатацию нужных сооружений нет-нет да и выезжать в Москву к самому высокому начальству с просьбами о помощи. Помогали, по и спрашивали строго. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Северный флот успешно оборонял морское побережье, высаживая десанты, разведывательные группы и т.д. Он выполнил все, что на него возлагалось. Молод был контр-адмирал Дрозд (ему исполнилось 36 лет), но служба на износ сказалась и на его богатырском здоровье. Он попросил дать ему должность с меньшим объемом работы, хотя бы временно. К просьбе Валентина Петровича прислушались, и в сентябре 1940 г. он стал начальником Черноморского высшего военно-морского училища. Всего полгода длилась его относительно спокойная служба на южном теплом побережье. Грозный и беспощадный смерч войны приближался к границам СССР. Верховному командованию становилось все яснее, что назрела необходимость более интенсивно укреплять боевые части. В феврале 1941 г. В.П.Дрозда перевели на Балтику командиром отряда легких сил флота - формирование, созданное из кораблей различных классов для выполнения боевых задач. Отряд базировался в Либаве, а накануне начала Великой Отечественной войны передислоцировался в Рижский залив с целью рассредоточения сил флота. Если нападение фашистской Германии для сухопутных войск Красной Армии оказалось внезапным, и потери, в частности в самолетах, были довольно большие, то Военно-Морской Флот СССР от первоначального удара немцев не потерял ни одного корабля. Ни одного! Так готовились моряки к отражению агрессии. Отряд В.П.Дрозда в течение двух месяцев вел непрерывные бои с захватчиками на море. Под натиском превосходящего по численности врага он обеспечивал переход боевых кораблей и транспортов от Либавы до Кронштадта, поддерживал огнем стрелковые дивизии на побережье. В сентябре В.П.Дрозд принял под командование эскадру Балтийского флота - оперативно-тактическое объединение, в которое входили соединения надводных и подводных кораблей и суда обеспечения. После того как пал Таллин и Моонзундские острова были оккупированы гитлеровцами, военно-морская база Балтийского флота, расположенная на полуострове Ханко, на юго-западе Финляндии, оказалась в глубоком тылу. Пять месяцев 27-тысячный гарнизон с 95 орудиями, 20 самолетами, 23 легкими судами (катерами-охотниками, патрульными катерами и др.), несмотря на нехватку многих видов материально-технического обеспечения, бился насмерть. Гарнизон ежедневно отражал атаки немцев и финнов то с моря, то с суши, то с воздуха, а бывало, одновременно с трех направлений сразу. Они топили вражеский десант, сбивали самолеты, отвлекали этим несколько дивизий противника от Ленинграда. Но с каждым днем становилось все труднее и труднее: росли потери, истощались запасы. Ставка решила: военно-морскую базу Ханко, окруженную вра¬гами со всех сторон, эвакуировать. Операция, прямо скажем, не из простых: до Кронштадта 220 миль, Финский залив буквально засыпан минами, господство гитлеровской авиации в воздухе и ко всему этому наступали холода, уже остро ощущалось приближение зимы. Выполнение этого наисложнейшего задания было поручено командующему эскадрой В.П.Дрозду. Ко 2 декабря корабли последнего рейса достигли портов назначения, а оборонительные сооружения на Ханке были взорваны. Это была заключительная крупная операция 1941 года на Балтийском морском театре военных действий. При переходе морем на кораблях в период эвакуации в Кронштадт и Ленинград погибло около 4000 человек. 23000 солдат, матросов и офицеров, прибывших с Ханко, приняли участие в обороне Ленинграда. В конце 1941 г. Валентину Петровичу Дрозду присвоили звание вице-адмирала. Погиб В.П.Дрозд трагически. Зимой 1943 года он возвращался на машине по ледовой трассе из Кронштадта в Ленинград ночью. Трасса постоянно подвергалась бомбежке и обстрелу артиллерией крупного калибра, после чего образовывались огромные полыньи. В одну из таких полыней-ловушек и попала машина адмирала. Валентин Петрович Дрозд награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени. Во время Великой Отечественной войны сражался эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд» (до переименования «Стойкий»). В мирные годы в составе Военно-Морского Флота Страны Советов служил большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд».

Дрозд Валентин Петрович , вице-адмирал (1941). Чл. КПСС с 1930. В ВМФ с 1925. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1928), затем служил на Балт. флоте пом. вахтенного нач-ка линкора «Октябрьская Революция», лётчиком-наблюдателем авиаотряда, штурманом и минёром эсминца. В янв. 1933 был назначен ком-ром эсминца, а в марте 1935 ст. лом. ком-ра линкора «Марат». С нояб. 1936 по окт. 1937 находился в Испании (инструктор-советник респ. флота), проявил мужество в боях с мятежниками. С нояб. 1937 командовал бригадой эсминцев Балт. флота, с мая 1938 команд. Сев. флотом. С сент. 1940 нач-к Черномор, высшего воешго-мор. училища. С февр. 1941 ком-р отряда лёгких сил Балт. флота, а с сент. 1941 по янв. 1943 команд, эскадрой кораблей Балт. флота. Активный участник обороны Ленинграда. Руководил миннозаградит. действиями в Ирбенском прол. и боевыми действиями кораблей при обороне Моонзунда (1941). При прорыве сил флота из Таллина в Кронштадт (авг. 1941) командовал отрядом гл. сил, находясь на крейсере «Киров». Умело руководил отражением атак пр-ка, что в значит, степени обеспечило успешный переход кораблей отряда. В нояб.- дек. 1941 командовал отрядами боевых кораблей и вспомогат. судов, осуществлявших эвакуацию лич. состава и воен. техники с п-ова Ханко (Финляндия). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени. В его честь назван большой противолодочный корабль - «Вице-адмирал Дрозд».

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Литература:

Михайловский Н. Вице-адмирал Дрозд.-«Мор. сборник», 1971, № 4;

Г о л и ч н ик о в В. Гвардейский эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд». М.-Л., 1944.